30 лет независимости. Прощание с долларом по 5 грн, дефицит бензина и SIM-SIM от UMC

Спецпроект «30 лет независимости. Главные этапы становления Украины и бизнеса» продолжает знакомить читателей с самыми важными событиями последних трех десятилетий в украинской экономике.

Мы расскажем о долгом и тернистом пути отечественного бизнеса, промышленности, о зарождении национальной валюты и межбанковского валютного рынка, а также главных приобретениях и потерях за все время независимости нашего государства.

«Ждет кризис». Бизнес призвал не компенсировать льготный тариф на э/э за счет операторов распределения

Как гривна пробила первое экономическое дно

Сегодня даже сложно представить, что на начало введения национальной валюты – в середине сентября 1996-го – ее курс составлял 1,76 грн/$. Спустя два года гривну ожидали серьезные испытания. В 1998-1999 годах ее курс увеличился в 2,7 раза, с 1,9 грн/$ до 5,1 грн/$.

Только в 1998 году девальвация национальной валюты составила свыше 80%. И причиной тому стал стремительный рост госдолга и проблемы с выплатами по облигациям внутреннего государственного займа (так называемых ОВГЗ, на которых украинская экономика, в частности, сидит и сегодня).

В результате уже к началу 1999-го за один доллар давали 3,5 грн. Именно до конца этого года курс составил уже 5 грн/$, после чего последующие пять лет за доллар давали еще больше – 5,4 грн/$. Относительно же 1999-го, то для обесценивания национальной валюты были дополнительные причины.

Украину ждет новый кризис. «Пузыри» на рынках сырья и недвижимости лопнут, – эксперт

Среди них эксперты называют и реакцию валютного рынка на избыточные соцвыплаты накануне президентских выборов с подачи действующего тогда главы государства Леонида Кучмы, который сражался за кресло с коммунистом Петром Симоненко. Масса средств просто проедалась, а не инвестировалась в производство.

Но фундаментальным толчком для удешевления гривны на тот период стал глобальный экономический кризис 1998 года. В России правительство огласило дефолт, а поскольку экономики обеих стран были тесно связанны, россияне потянули на экономическое дно и Украину. Хотя украинский Кабмин на оглашение дефолта так и не пошел.

Пробежки с канистрами в поисках бензина

В 1999-м украинцы переживали топливный кризис. Произошел он из-за дефицита ресурса (подставила высокая зависимость от иностранцев), а позже – благодаря введению госрегулирования цен – тем мерам, на которые Кабмин пошел в прошлом месяце. Параллель с сегодняшним днем очевидна.

В этом, в частности, убежден и эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук.

Он в конце 90-х уже занимал довольно серьезные должности и вспоминает, как в 1999-м вице-премьером по вопросам топливно-энергетического комплекса стала Юлия Тимошенко, которая и ратовала за введение госрегулирования стоимости топлива, хотя рынок диктовал совершенно другие условия. Но у нее были свои аргументы – сам рынок только создавался.

Цены на автогаз будут расти: эксперты объяснили ситуацию на рынке и спрогнозировали подорожание

Тут очень интересен один показательный пример. На то время Косянчук был заместителем гендиректора по развитию сети Lukoil и принимал участие в организации встречи Тимошенко с Вагитом Аликперовым – президентом и сооснователем нефтяной компании. Тогда Аликперов как раз приобрел Одесский нефтеперерабатывающий завод.

«Аликперов рассказывает ей, по какой цене закупает сырье, о глубине переработки, расходах. И поясняет, что государственная цена топлива никак не совпадает с его расчетами по заводу. А она ему отвечает: «А вы полюбите Украину, и у вас все выйдет». А он ей: «Я готов любить Украину, но не за $8,5 млн на месяц», – рассказывает Косянчук.

Эти самые $8,5 млн – убытки, которые он подсчитал в связи с госрегулированием цен. И не только он. Выпускать, завозить, торговать нефтепродуктами предпринимателям было просто невыгодно. Производство сворачивалось, что заставляло многих собственников авто бегать по улицам с канистрами в поисках топлива.

Но, предполагает Косянчук, подобная ситуация в связи с госрегулированием цен в наши дни не произойдет. Как минимум потому, что в конце 90-х установленные государством предельные цены брали «с потолка». Сегодня же все эти меры выглядят не столь радикально.

Импорт дизеля из РФ резко просел: в страну хлынуло топливо из Литвы и Беларуси

Но относительно госрегулирования в конце 90-х эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук обращает внимание, что сравнивать ситуации некорректно: тогда фактически тех сетей, которые сейчас есть, не было и в помине. Не говоря уже о том, что в ту эпоху контрабанда топлива достигала до 30% объемов рынка.

Оттолкнуться от дна

В 2000 году Украина наконец-то начала выкарабкиваться из тисков экономического кризиса конца 90-х, постепенно показывая экономический рост. Крах российского фондового рынка ощутимо ударил и по нам, поскольку экономики были тесно связанны. Это заставило наш Кабмин немедленно принимать ряд реформ, а предприятия – переориентироваться на Европу.

Не будет преувеличением сказать, что после кризиса (с 2000-го по 2008 год) украинская экономика росла действительно очень высокими темпами, а в начале нулевых с нами из стран СНГ не мог сравняться никто. Причины толчка в разговоре с нами пояснил бывший замглавы Администрации президента Леонида Кучмы по экономическим вопросам Павел Гайдуцкий.

По его словам, во-первых, Украина начала выходить из кризиса благодаря мировому росту цен на наши основные экспортные продукты – сталь и сельскохозяйственную продукцию.  Во-вторых, немало наших крупных предприятий изменили собственников, которые начали наводить там жесткий порядок, реформируя старые способы производства.

В украинском небе оживился авиатрафик: восстановился на 70% к докризисному уровню

Параллельно высшее руководство навело порядок и в бюджетной сфере, заложив в соответствующий кодекс определенные новации.

В то же время в Украину начали заходить инвесторы в аграрную сферу. Но, что еще более важно, именно в это время граждане начали прощаться с бартером и веерными отключениями электроэнергии. В конце 90-х целые регионы сидели без света, а сфера энергетики просто кишела коррупцией, а люди сидели без зарплат, вспоминает экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.

Между прочим, конец бартеру и веерным отключениям положила команда тогда еще премьера Виктора Ющенко, в которую входила Юлия Тимошенко. Их политические оппоненты, имея к ним множество претензий, в этой области их заслуги все равно признают. Экономическая ситуация улучшилась после кризиса настолько, что это отобразилось и на рождаемости.

Появляются SIM-SIM от UMC и Ace&Base

В 1999 году для украинских мобильных пользователей лидеры рынка запускают новую услугу – pre-paid. Говоря иными словами, предоплату: сначала человек оплачивает деньги, а потом их выговаривает, в отличие от post-paid (по контракту), когда он скачала наговаривает на определенную сумму, а потом уже рассчитывается с компанией-оператором.

К слову, на сегодняшнем украинском рынке услуга pre-paid среди абонентов занимает около 95%, но тогда это стало настоящим новшеством. Более того, в начале марта украинцев ожидала еще одна новация, которую многие из них помнят скорее по рекламному слогану: SIM-SIM от UMC – первого оператора, появившегося в Украине.

Мобильные абоненты массово жалуются на неожиданное списание денег: операторы назвали причины

Это был первый в стране тариф, который и запустили по принципу pre-paid. Свое существование SIM-SIM в 2007 году прекратит, но его абонентами на то время были почти 10 млн украинцев. Кстати, этот бренд канул в Лету как раз потому, что в 2003-м все 100% акций UMC купила компания МТС (РФ). Но до 2007-го UMC еще работала под своим брендом.

В сентябре 99-го компания «Киевстар» также предоставляет своим пользователям возможность пользоваться сотовыми услугами не по контракту, а по принципу pre-paid, запустив бренд Ace&Base. Он прекратит существование аж в 2007 году, так как «Киевстару» не было смысла содержать три торговых марки предоплаченных сервисов (запустился «Мобилыч», а DJUICE пережил ребрендинг).

Для тогдашних абонентов ничего не изменилось, но новые подключения уже не проводились.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Другие новости