Будь мощным, как PUMA

Немецкий бренд спортивной одежды Puma, входящий в список лидеров этого бизнеса, появился благодаря соперничеству двух братьев. Основатель компании Рудольф Дасслер родился в 1898 году и был старшим сыном в семье обувного мастера и управляющей небольшой прачечной, а младшим был Адольф. В детстве Руди помогал матери в ее работе – развозил чистое белье заказчикам, а повзрослев, устроился на фабрику по производству обуви. Будучи простым мастером на производстве, Рудольф женился на Фридль Штрассер. Когда ему исполнился 31 год, у семейной пары родился первенец Армин, второй ребенок – Герд – появился у них 10 лет спустя.

Будь мощным, как PUMA

После Первой мировой войны Правительство Германии делало ставку на развитие малого и среднего бизнеса, но кризис мешал немецким компаниям налаживать внешние деловые связи и им приходилось довольствоваться внутренним рынком. Рудольф и Адольф Дасслеры решили следовать тенденции и в 1924 году создали совместную компанию Gebrüder Dassler Schuhfabrik («Обувная фабрика братьев Дасслер»), но разделили обязанности: Адольф создавал обувь, а Рудольф занимался продажами. Кстати, вначале фабрика Дасслеров профилировалась на производстве бутс для футболистов, и они были единственными на рынке, кто этим занимался. В 1925 году Адольф сшил обувь с металлическими шипами, благодаря чему начался новый этап в истории футбола, а на Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме большинство немецких спортсменов выступали в кроссовках братьев Дасслер. Это помогло развитию бизнеса Дасслеров, и за год до Второй мировой войны компания продала более 200 тыс. пар обуви. Ситуация внутри компании была не самой благоприятной – отношения между Рудольфом и Адольфом ухудшались, До сих пор точно неизвестно, что между ними произошло: по одной из версий – камнем преткновения стала политика. Адольф в бедах родной страны винил нацистов, Рудольф же возлагал ответственность за это на войска антигитлеровской коалиции.

Будь мощным, как PUMA

Однажды Руди вызвали в военную полицию на допрос о его связях с национал-социалистической партией, и он заподозрил, что отношение к этому имеет его младший брат. Адольф так и не смог оправдаться в его глазах. Как бы то ни было, а конфликт между ними был настолько серьезным, что братья решили разделить бизнес – в то время они владели двумя равными по мощности фабриками. Некогда семейное обувное производство превратилось в два отдельно существующих актива. Рудольф назвал свою фабрику RuDa (Руди Дасслер), которую позднее он переименует в Puma, а фабрика Адольфа стала называться Adidas. И вот тогда между ними началась жесткая конкурентная борьба. Видение Рудольфа было таким – атлеты в его обуви должны быть подобны дикой кошке: быстрыми, выносливыми, сильными. Первый логотип Puma появился в 1948 году – это была пума, впрыгивающая в букву D, а торговый знак, который мы все знаем сейчас, был создан 10 лет спустя и появился благодаря дружбе сына Рудольфа Герда Дасслера с карикатуристом Лутцем Бэкесом.

Будь мощным, как PUMA

Именно ему поручили разработать новый логотип для Puma. Бэкесу предлагали по центу за каждый предмет бренда, проданный с его творением, но он решил просто взять с компании 600 марок, еще он получил пару обуви и спортивную сумку. Лутц мог стать мультимиллионером, если бы согласился получать комиссионные вместо разового платежа. Первой коллекцией обуви, выпущенной под брендом  Puma, стали футбольные бутсы Atom. В одном из первых матчей, проходивших после Второй мировой войны, несколько игроков национальной футбольной команды отдали свое предпочтение бутсам Рудольфа. В 1960 году Puma стала первым производителем спортивной обуви, использующим вулканизацию. Через 10 лет компания заключила исторический пакт с Пеле. Армин Дасслер, сын Рудольфа, и его двоюродный брат Хорст Дасслер, сын Адольфа, договорились о том, что во время чемпионата мира по футболу 1970 года Пеле будет вне зоны доступа как для Adidas, так и для Puma. Однако знаменитый бразилец получил $120 тыс. за то, что надел кроссовки Puma, во время игры он остановил рефери с просьбой завязать шнурки, в этот момент камера сфокусировалась на лого Puma.

Будь мощным, как PUMA

Рудольф Дасслер ушел из жизни в 1974 году, его детище возглавили сыновья, но бизнес у них не заладился. К концу 1980-х продажи Puma существенно упали, потому что покупатели посчитали, что пострудольфовская продукция стала неоригинальной, это чуть не привело знаменитый бренд к банкротству. Возродил былую славу компании новый гендиректор – Йохен Зайтц, он привлек к сотрудничеству именитых дизайнеров. Компания расширила ассортимент и одновременно начала усиленно использовать новые технологии, например, Trinomic, которая позволяла существенно снизить ударную нагрузку на пятку при беге. Вместе с компанией Pittard разработан новый на тот момент сорт кожи, отличающийся повышенной легкостью и водоотталкивающими свойствами. Именно из такой кожи шьются элитные бутсы Puma King.

Будь мощным, как PUMA

Смена поколений оказалась серьезным испытанием для Puma и Adidas. Объемы продаж падали, Армин и Герд Дасслеры, возглавившие компанию после отца, теряли рынок. Немцев теснили американцы, прежде всего Nike. И Дасслерам-младшим пришлось отказаться от статуса семейной компании. В 1986 году состоялось первичное размещение акций Puma на Франкфуртской фондовой бирже, а спустя три года они продали 72% своих акций швейцарской компании Cosa Lievermann. В 1991 году в компанию пришел новый СЕО – 47-летний Йохан Зайтц, его задачей стал возврат бренду утраченных позиций. И он действовал решительно: желая переломить консервативную модель ведения бизнеса, Зайтц выстроил новую стратегию – sport lifestile – когда обувь используется не только для спортивных достижений, но и для активного образа жизни. Такой подход существенно расширил аудиторию компании: Puma стала создавать коллекции для детей, молодежи, людей среднего возраста и для пожилых. К сотрудничеству привлекли модных дизайнеров. В 2000 году Puma совместно с компанией по производству комплектующих частей для автомобилей Sparco и Porshe приступила к разработке обуви и экипировки для пилотов «Формулы-1» и других автогонок. В 2001 году Puma подписала контракт с командой Jordan Grand Prix, а в 2004-м стала поставщиком одежды и обуви для Ferrari. Михаэль Шумахер выступал на трассах Гран-при в облачении от Puma.

Будь мощным, как PUMA

В 2009 году в результате дружеского футбольного матча между сотрудниками компаний Adidas и Puma было заключено перемирие после шести десятилетий жесткой конкуренции, и это благоприятно сказалось на имидже компаний. В 2012 году бренд подписал восьмилетний контракт на изготовление экипировки для немецкого футбольного клуба «Боруссия», а вскоре последовала крупнейшая сделка в истории Puma – с английским «Арсеналом».

Согласно финансовой отчетности компании, по итогам 2018 года чистая прибыль Puma составила $17,7 млн.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Другие новости