Euroconsultants провели исследования по развитию казахстанского бизнеса

Исследование проводили в рамках проекта «Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий»

Что мешает казахстанским малым и средним предприятиям и как помочь казахстанцам развивать свое дело – исследование по этим вопросам провели консультанты Euroconsultants. Об этом сообщили представители проекта «Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий», сообщает kapital.kz, передает FinBiz.kz.

Проект реализуют Министерство национальной экономики при поддержке Всемирного банка. Исследование предпринимателей необходимо, для того чтобы выработать рекомендации. В опросе приняли участие 1559 малых и средних предприятий (МСП), который работают в 10 секторах несырьевой экономики: сельское хозяйство, строительство, транспорт, информация и связь и т. д. Опрос проводился во всех регионах Казахстана на протяжении трех месяцев. Консультанты Euroconsultants оценивали состояние МСП по следующим критериям: доступ к финансам, торговля, налогообложение, конкуренция и несоблюдение установленных формальностей, взаимодействие бизнеса и власти, взяточничество и преступность.

Читайте также: Защита бизнеса в ЗКО: Как решаются проблемы предпринимателей

Анализ показал, что каждое десятое предприятие испытывает финансовые затруднения. При этом у индивидуальных предпринимателей и у предпринимателей в секторах транспорта, торговли наблюдается низкий потенциал по расширению своего дела. То есть у 61% бизнесменов есть денежные средства для поддержания текущих дел, но нет видимых перспектив по увеличению прибыли в разы. Половина опрошенных представителей МСП отмечают тенденцию низких доходов.

Закредитованность предприятий-респондентов составляет 32%. При этом половина из них справляется с выплатой долгов, а другая – нет. Для того, чтобы погашать кредит в срок, бизнесмены вынуждены сокращать расходы на образование и логистику. В основном они берут займы в коммерческих банках (47,1%), госбанках и организациях (26,5%) и микрокредитных организациях (20%). Задолженность у последних в основном имеют предприятия сельского хозяйства.

37,4% предпринимателей ответили, что ощущают налоговую нагрузку «средней степени», за исключением сектора обрабатывающей промышленности. Ее представители считают налоги высокими, потому как ввозимое сырье для обработки облагается высокими таможенными пошлинами. Это усиливает налоговую нагрузку и приводит к удорожанию отечественной продукции.

Читайте также: Снятие налогов с малого бизнеса может негативно отразиться на финансовом климате Казахстана

Национальное базисное исследование также показало, что низкие доходы предприятий МСП в Казахстане приводят к тому, что они и вовсе скрываются. По-прежнему «теневая» экономика создает неравные условия развития для тех, кто добросовестно выплачивает налоги. Бизнесменам хотелось бы снижения налоговой нагрузки, а также введения налоговых каникул для вновь развивающегося бизнеса.

В итоге в первую тройку проблем, представляющих наибольшее препятствие для ведения бизнеса, вошли: доступ к финансам (25,1%), аренда помещений (24,8%), налоговые ставки (23,8%).

Ко второй группе проблем (от 10% до 16%) можно отнести: действия конкурентов в неформальном секторе, доступ к земле, коррупция, кражи, преступность, состояние дорожно-транспортной сферы, бизнес лицензирование и разрешения, низкая квалификация кадров.

В третью группу (менее 10% ответов) вошли: таможенные и торговые правила, налоговая администрация, политическая нестабильность, доступ к электросетям и сетям водоснабжения, трудовое законодательство.

Читайте также: В южном Казахстане возбуждены уголовные дела против контрабандистов

Вместе с выявлением «болевых точек» предприниматели предложили свои решения по улучшению бизнес-климата в Казахстане. Предлагается ввести налоговые льготы для новых предприятий. 52,2% респондентов поддержали данную инициативу. Либо освободить «новичков» от пошлин на 2-3 года в наиболее развитых секторах экономики. Представители обрабатывающей промышленности предлагают повысить таможенные пошлины на ввоз импортной готовой продукции легкой промышленности. Тем самым, стимулировать потребительский спрос внутреннего рынка на более дешевые отечественные товары.

Результаты Национального базисного исследования прослушали представители Министерства национальной экономики Казахстана, Всемирного Банка, НПП «Атамекен», фонда «ДАМУ», предприниматели и представители отраслевых ассоциаций.

Промежуточные итоги НБИ лягут в основу Концепции развития МСП с целью увеличить долю МСП в экономике Казахстана до 50% к 2050 году.

Напомним, ранее мы писали о том, что представители обувной промышленности Казахстана заявляют о невозможности конкурировать с дешевой завозной продукцией и просят принять меры по защите внутреннего рынка от нее. В первую очередь – ограничить ввоз импорта путем введения минимального ценового порога за пару обуви в $20. Подробнее об этом в материале Обувное производство РК не выдерживает конкуренции с дешевой импортной продукцией

Другие новости