Особенности антифрод решений: банки vs МФО

Популярность финансовых продуктов, предлагаемых сегодня микрофинансовыми организациями неуклонно растет. Вместе с тем таким компаниям приходится больше внимания уделять борьбе с мошенниками, поскольку в отличие от банков, бизнес МФО строится на упрощенной системе подачи заявки на получение кредита и высокой скорости принятия решения.

Бизнес по выдаче потребительских кредитов и на предпринимательские цели высоко конкурентный в силу востребованности среди казахстанского населения. Однако в виду того, что МФО могут оформлять кредиты онлайн и потенциальному заемщику не нужно встречаться с кредитным менеджером, зачастую этим стремятся воспользоваться мошенники, которые используют подложные документы и идут на другие ухищрения. Для борьбы с этим явлением все игроки финансового рынка используют различные антифрод-решения.

Проверку заемщиков давно практикуют традиционные банки, однако с появлением на рынке кредитования микрофинансовых организаций, предлагающих заемщику займы по упрощенной схеме, сложность антифрод решений значительно возросла. Объясняется это просто – популярность продуктов МФО растет стремительно. По данным Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) только с начала года в реестре Нацбанка РК было зарегистрировано 14 новых МФО, а всего в стране действует 171 такая компания.

Читайте также: Как цифровые технологии трансформируют финансовый сектор Республики Казахстан

Всем им необходимо противостоять мошенникам, сохранив свои преимущества для реальных заемщиков. К примеру, если для получения кредита в банке человеку необходимо лично явиться туда с необходимыми документами, то в ряде МФО, для получения займа достаточно заполнить заявку на сайте компании.

Еще одно серьезное отличие МФО от банков – это время, которое занимает проверка заемщика и принятие решения по его заявке. В большинстве банков такое решение принимается более суток. В случае же с МФО, в первую очередь теми, которые специализируются на оформлении и выдаче дистанционных кредитов, решение принимается всего за 10-15 минут.

Во многом такая разница в скорости достигается за счет автоматизации процесса принятия решения, обмена данными между различными базами, использования множества альтернативных источников данных в режиме реального времени, специальных алгоритмов  скоринга, которые применяют МФО. Не обладая столько же мощной как у банков инфраструктурой в виде клиентских отделений и сотен менеджеров, микрофинансовые организации делают ставку на инновационные решения. В итоге в среднем МФО вдвое чаще отсеивают заявления на получение кредита, как потенциально мошеннические, чем это происходит в банках.

Читайте также: На юге Казахстана мошенники переходят на цифровое надувательство

Эффективность борьбы с мошенниками, которую проводят МФО подтверждает и статистика. Согласно информации АМФОК на 1 июля 2019 года кредитный портфель МФО составил 258,0 млрд. тенге, увеличившись с начала 2019 года на 18%. При этом по состоянию на 1 июля 2019 года доля безнадежных кредитов с начала 2019 года уменьшилась на 0,2% и составила всего 2,6% от кредитного портфеля МФО.

Впрочем, отдельные МФО могут иметь и более впечатляющие показатели, поскольку все зависит от используемых средств. В частности, МФО Solva использует уникальную скоринговую модель, способную распознать устройство, с которого была отправлена заявка, его технические характеристики, а также оценить поведение пользователя по сотням параметров одновременно. В частности, речь идет и о поведенческом анализе, когда в расчет принимается то, как быстро пользователь заполнял анкету. Если свое имя и фамилию он вводил не сразу, а с паузами, система сигнализирует о том, что к заявке требуется повышенное внимание других систем. И это лишь одно из антифрод-решений компании, с помощью которого вероятность обмануть систему снижается до минимальных значений.

Автор: Марат Бекжанов, генеральный директор МФО Solva

Напомним, ранее мы писали о том, что 64% пользователей сервисов цифровых МФО готовы порекомендовать его своим знакомым и друзьям, следует из исследования Solva. Компания провела исследование индекса потребительской лояльности (NPS) своих клиентов в сентябре текущего года. Средний показатель NPS для микрофинансовых организаций выше, чем в банковском секторе. Для крупного игрока на рынке цифрового кредитования компании Solva общий показатель NPS составил 72 пункта.

Другие новости