Потребители и производители активно используют промоакции

Давление промоакций на розничную торговлю растет, в этом году оно усились, поскольку покупательская способность населения из-за коронавируса снижается. В результате производители увеличивают инвестиции в этот инструмент, однако, у него есть свои плюсы и минусы. Об этом во время онлайн-брифинга рассказала коммерческий директор Nielsen Казахстан Мадина Сейсенгалиева, сообщает корреспондент центра делвой информации Kapital.kz.

Как изменилось поведение покупателей после первого карантина выяснили эксперты Nielsen Казахстан в результате исследования «Shopper Trends», проведенного в Алматы, Нур-Султане, Актобе и Шымкенте.  

Первое– покупатели стали более рациональными, сообщила Мадина Сейсенгалиева. До коронавируса 80% опрошенных в этих городах потребителей планировали покупки до похода в магазин, писали шоп-листы. Но, несмотря на свои планы, 70-80% из них выходили с большим количеством товаров в тележке, чем планировали и были сильнее подвержены импульсивным покупкам.

«В этом году после первого карантина покупатель так же планирует свои покупки, пишет шоп-листы, но меньшее количество людей делают незапланированные покупки внутри магазина, то есть они стали экономить. Это связано с тем, что уровень неопределенности в 2020 году очень высок, а так же реальный уровень доходов населения продолжает падать. Каковы основные стратегии экономии нашего покупателя?», — озвучила вопрос Мадина Сейсенгалиева.

На первом месте покупка только самого необходимого и отказ от излишеств, большая половина опрошенных придерживается данной стратегии. В Алматы так поступают 80% опрошенных, в столице – 84%, в Актобе – 78%, в Шымкенте – 81%.

Если говорить о тех, кто, несмотря на свой список, покупает больше запланированного, то в Алматы это 55% респондентов, в Нур-Султане – 56%, в Актобе – 61%, в Шымкенте – 59%.  

«Это говорит о том, что у покупателей реального дохода стало меньше и поиск товара по сниженной цене и промоакциями стало осознанной стратегией. Чувствительность к промоакциям выросла во всех 4 городах, где мы проводили исследование», — заметила спикер.

По ее словам, есть 3 категории покупателей. Первая – часто покупают товары разных брендов из-за промоакций. В Алматы и Шымкенте к ней относится 6% опрошенных, в столице и Актобе – 5%. Вторая – те, кто редко ходят в разные магазины, но, совершая покупки, активно ищут промоакции. Так в Алматы поступают 39% участвовавших в исследовании, в Нур-Султане – 47%, в Актобе – 49%, в Шымкенте – 36%. Третья категория – покупатели, которые ходят в разные магазины в зависимости от того, где предлагают промоакции. В Алматы к ней относятся 28% респондентов, в Нур-Султане – 22%, в Актобе – 20%, в Шымкенте – 32%.

«По нашим данным, полученных от крупных торговых сетей, промодавление растет каждый год. И 2020 год не исключение: из-за того, что трафик падает и снижается средний чек, покупатель чувствует себя все неуверенней, поэтому производители все больше инвестируют в промо. По продовольственным товарам ситуация такова, что 25% из них продается по сниженной цене и только 74% по регулярной стоимости. Если рассмотреть средства личной гигиены и по уходу за домом, то есть непродовольственную часть FMCG, то тут ситуация еще хуже. В этом году 48% продаж прошли по промоакциям и только половина происходила по регулярной цене», — сказала Мадина Сейсенгалиева.

В целом есть категории, где уровень промотируемости составляет 60-70% даже в Казахстане, добавила она.

«У промо, как у медали, есть две стороны. С одной — этот инструмент может помочь компании достичь нескольких целей: увеличение продаж или доли на рынке, рост потребления в категории в целом. Но так же промо может привести к ненужным ценовым войнам, а покупатели не будут покупать товары по регулярной цене, а ждать промо на них», — подытожила Мадина Сейсенгалиева.

Другие новости