Взыскатели рассказали о «коронавирусных» должниках

Эксперты Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) проанализировали базу должников, с которыми взыскатели выходили на связь в сентябре 2020 года. В результате анализа выяснилось, что в течение месяца коллекторы в 18 % случаев звонили должникам, дела которых получили в период с 1 апреля по 1 сентября в рамках агентской схемы сотрудничества. Просрочка по этим обязательствам возникла в апреле-июне текущего года.

Коллекторы отмечают, что на фоне пандемии компании стали активнее передавать на взыскание долги с просрочкой до 180 дней. При этом кредиторы уверяют, что порядок работы с проблемными договорами остался прежним, и компании самостоятельно занимаются возвратом долгов с начальной стадией просрочки. Дела заемщиков передают взыскателям только когда задолженность становится действительно безнадежной.

В процессе анализа данных эксперты НАПКА также выяснили, почему «пандемийные» должники перестали платить по кредитам и займам на карту. Примерно в 65 % случаев неплательщики оправдывали просрочку снижением доходов, еще в 30 % — потерей места работы. Около 5 % граждан попали в долги уже в разгар пандемии, не до конца разобравшись в механизме использования государственных мер поддержки. Они решили, что кредитные каникулы активируются автоматически, поэтому перестали вносить платежи, полностью или частично.

Согласно прогнозам коллекторов, в 2020 году объем перенаправленных для взыскания долгов превысит показатели прошлого года на 10 %. Активно избавляться от проблемных активов компании начнут в 4-м квартале, когда заемщики начнут выходить из кредитных каникул.

Ранее исследование НАПКА показало, что россияне перешли к сберегательной модели поведения и начали больше тратить на погашение кредитов. Средняя сумма, которую заемщики ежемесячно направляют на обслуживание долгов, достигла 8,9 тыс. рублей: с начала года это значение выросло на 3,5 %, а годовой прирост составил 5,8 %.

На фоне слухов о новой волне пандемии граждане теряют уверенность в завтрашнем дне и способность прогнозировать будущее финансовое положение. Поэтому клиенты кредитных организаций увеличивают платежи по кредитам, снижая нагрузку на семейный бюджет. В рамках стратегии перераспределения средств заемщики все чаще отказываются от необязательных расходов, активнее формируют накопления и оформляют досрочное погашение займов. Также россияне более взвешенно заключают новые кредитные договоры, занимая деньги только в крайнем случае.

Другие новости