При оформлении кредита клиенту могут предложить купить дорогую страховку, а при выпуске карты — подключить СМС-информирование. Вот за что вы можете переплатить, если согласитесь.
1. Страховка по кредиту
Покупка страховки может, например, позволить получить более низкую ставку по кредиту. Но на самом деле при потребительских кредитах её покупка необязательна.
Согласно пункту 10 статьи 7 ФЗ «О потребительском кредите», банк вправе попросить заёмщика застраховать заложенное имущество или иной его страховой интерес, но если речь о кредите, который по федеральному закону не предполагает обязательной покупки страховки, то банк должен предложить клиенту альтернативу без страховки с такой же суммой и сроком кредита: ставка при этом будет выше.
Как правило, банки предлагают дорогостоящие программы страхования. Но, по тому же закону, вы имеете право самостоятельно выбрать страховую компанию из списка аккредитованных банком (его можно найти на сайте), то есть можно подобрать более выгодное предложение. Заранее рассчитайте, какой из вариантов оказывается более целесообразным.
Если вы уже купили страховку при оформлении кредита, то имеете право в течение 14 дней отказаться от неё.
2. СМС-информирование
Иногда банки по умолчанию подключают бесплатное СМС-информирование о движении денежных средств по карте. Считается, что эта услуга призвана защитить клиента банка от незаконного списания денег. Однако редко СМС-информирование предоставляется бесплатно на постоянной основе, спустя 1–3 месяца банк может начать брать деньги за эту услугу. Платить нужно от 30 до 89 ₽ в месяц.
Если вы не хотите оплачивать эту услугу, попросите специалиста банка отключить её. Бесплатно следить за состоянием счёта можно через интернет-банк.
3. Карта
При оформлении вклада банк может предложить оформить дебетовую или кредитную карту. Как правило, её выпуск или обслуживание предлагаются бесплатно. Но к картам могут быть подключены услуги, за которые придётся заплатить, и если не пользоваться картой, то спустя какое-то время можно обнаружить долг на её счёте. Такое происходит редко, но нужно ли вам рисковать? Как минимум, стоит проверить набор подключённых услуг.
4. Другие финансовые продукты вместо вклада
Иногда вы идёте в банк с целью положить деньги на депозит, но специалист предлагает вам якобы похожий продукт с более высокой доходностью. Например, 10% годовых вместо 7%. Это может оказаться инвестиционным страхованием жизни (ИСЖ), покупкой ПИФа или другого инструмента. На самом деле с 1 апреля этого года, согласно указанию Центрального банка, страховщики и банки при продаже полисов ИСЖ обязаны предупреждать клиентов об основных рисках таких инвестиций. Ужесточить правила продажи этих продуктов регулятор решил как раз после того, как осенью 2018 года обнаружил, что некоторые агенты продавали ИСЖ под видом депозитов.
При этом в определённых случаях и ИСЖ, и ПИФы могут быть полезны: скажем, ИСЖ включает страховку жизни, а на ПИФах иногда действительно удаётся заработать больше, чем на вкладах. Но оформлять их нужно сознательно. И помнить, что государством застрахованы только вклады на сумму до 1,4 миллиона ₽. Остальные продукты имеют другую степень риска, некоторые из них могут вообще не принести никакого дохода.
5. Автоплатёж
Иногда эту услугу подключают или предлагают подключить при оформлении карт. Автоплатежи позволяют автоматически переводить деньги. Например, можно установить автоплатёж на 100 ₽ на случай, когда баланс телефона опустится ниже 30 ₽, автоматическую оплату услуг ЖКХ в определённый день каждого месяца. Это упрощает жизнь. Но за комфорт приходится платить. Например, автоплатежи в Сбербанке стоят 1% от суммы платежа, но не больше 500 ₽. Если это не проблема, то можно и подключить.