По мнению Александра Лукашенко, поставка крупы на российский рынок создаст дефицит внутри республики и повысит на неё таким образом цены. Об этом он заявил на мероприятиях, посвящённых уборочной кампании 2019 года и вопросам наращивания и диверсификации экспорта.
«Посмотрите на гречку. Я уже затребовал информацию. Гречки собрали меньше, чем в прошлом году, неурожай был. В России гречки нет вообще. Имейте ввиду, что вся эта гречка утечёт в Россию. И мы останемся с минимумом гречневой крупы и высокими ценами. Не дай Бог это произойдёт», — заявил белорусский лидер.
Тем не менее, заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Дворник указал, что в республике достаточно запасов крупы, а власти постараются не допустить подорожания популярного у населения товара.
В прошлые годы у нас цена была даже чуть выше, чем на российском рынке. Сегодня она выровнялась. То есть цены на российском и на нашем рынке практически одинаковы. Поэтому я не думаю, что будут какие-то скачки и вывоз этой продукции. Но мы на уровне правительства отслеживаем тему и будем мониторить, — сообщил Дворник.
Эксперты связывают подорожание с уменьшением посевных площадей данной культуры в РФ. В последние годы крупа дешевела, что отразилось на интересе к ней аграриев. Площади под гречку сократились с 1,7 млн га в 2017 году до 806 тыс. га в текущем. Кроме того, часть производителей держит товар в хранилищах, стараясь реализовать его в момент наилучшего спроса.
О повышении цен на гречневую крупу ранее заявляли торговые сети страны. По словам ретейлеров, стоимость сырья выросла на 20-25% за 1 кг, что вылилось в 59 рублей за пачку в рознице. По данным «Руспродсоюза», рост цен начался с конца июля и составлял от 5% до 30%.
Повышение отражается и в отчётах Федеральной службы государственной статистики. По данным ведомства, в сентябре средние потребительские цены на данную продукцию выросли на 10,3% в годовом выражении, до 50,9 рубля за 1 кг.
Стоит отметить, что в начале недели компания «ПроЗерно» сообщила о замедлении роста оптовых цен на гречневую крупу в центральных регионах страны, в Черноземье и Поволжье. Так, 1 тонну в октябре продавали за 41 тыс. 750 рублей, что всего на 60 рублей выше, чем месяцем ранее.
В компании «НЭО Центр» считают, что ситуацию на рынке нельзя назвать дефицитом. Однако высокие цены могут привлечь аграриев из соседнего государства.
Владимир Шафоростов, партнёр компании «НЭО Центр»:
В отсутствии острого дефицита нельзя однозначно утверждать, что будет резкий рост импорта гречневой крупы из Белоруссии. В России сложится более благоприятная ценовая ситуация и определённый объём будет вытягиваться из этой страны, из-за более выгодных условий, особенно при ограничении ценовой надбавки в самой республике. Всё будет зависеть от уровня действительного спроса. Возможно, потребитель переключится на рис или другие продукты и ситуация стабилизируется, как в России, так и в Белоруссии.
Впрочем, ряд экспертов не видит необходимости в экспорте гречки. В Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) также считают, что в РФ нет дефицита крупы.
В России валовой сбор гречихи в текущем году, по оценкам ИКАР, составит 760-780 тыс. тонн при минимальной потребности 750 тыс. тонн. Кроме того, есть значительные переходящие запасы с прошлых лет. Таким образом, большой импорт не нужен. В дефицитные годы товар ввозился из Китая и Украины.
В Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ) допускают экспорт фасованной белорусской крупы, но на ценах поставки это не отразится. В республике собрано около 13 тыс. тонн гречихи, что составляет менее 2% российского урожая.
Надежда Каныгина, эксперт ИКСИ:
С учётом установления контроля за ценами на гречневую крупу в Белоруссии её производителям, возможно, и выгодно будет экспортировать в Россию. Но даже если они поставят на наш рынок всю свою гречиху, вряд ли это окажет масштабное воздействие на цены.
Последние два года республика не экспортировала, а наоборот — импортировала в небольших объёмах гречиху из России. Если в 2016 году около 5% экспорта этого товара из РФ приходилось на Белоруссию, то в январь-августе 2019 года доля упала до 0,06%. Поставки в эту страну сократились ещё почти вдвое, до 30,2 тонн.