Россия стала меньше продавать на глобальном рынке. Внешнеторговый оборот в прошлом году сократился на 3% — до $672 млрд при росте импорта. Снижение торговых доходов власти будут вынуждены компенсировать ростом налоговой нагрузки. Сначала на бизнес, а потом доберутся и до граждан, предупреждают эксперты.
Российский экспорт за прошлый год обвалился до $424,6 млрд, что меньше на 6% к аналогичному периоду 2018 года.
Структура экспортных товаров при этом не сильно изменилась. Основа ее — топливно-энергетические товары (62,1%), то есть бензин, дизельное топливо, природный газ, уголь, электроэнергия. Но и здесь наметилась тревожная тенденция. По сравнению с январем — декабрем 2018 года стоимостный объем топливно-энергетических товаров просел на 8,5%, хотя физические объемы внешних поставок возросли на 3,4%.
Рекордно снизились объемы поставок необработанных лесоматериалов — сразу на 16,4%. Причем продажи сокращаются как в страны дальнего зарубежья, так и в СНГ.
Ситуация с продовольственными товарами и сырьем для их производства не лучше. В товарной структуре экспорта продтовары занимают скромную долю всего в 5,9%, и она в прошлом году сократилась (до 5,5%). Например, поставки ячменя и пшеницы на экспорт снизились почти на треть (на 27,9% и на 27,6% соответственно), рыбы свежей и мороженной — на 4,1%.
Меньше продали, меньше собрали доходов
Сокращение экспорта не могло не отразиться на доходной части бюджета.
По итогам 2019 года таможня перечислила в федеральный бюджет 5,729 трлн рублей, что на 5,5% меньше, чем годом ранее. В итоге таможенные чиновники утешают себя только тем, что они смогли немного перевыполнить прогнозное задание по перечислениям в бюджет.
Эксперты пока не склонны драматизировать сокращение доходной части бюджета из-за внешней торговли. На устойчивости системы госфинансов это пока не сказывается.
Пополнять доходную часть бюджета будет и растущее промпроизводство, добавляет эксперт. По данным Росстата, промышленность за прошлый год выросла на 2,4% по сравнению с показателем 2018 года. Не было ни одного месяца, когда бы производство уходило в минус.
Тем не менее эксперты считают, что ситуация выглядит неустойчивой на фоне торговых войн США и Китая, а также усиления санкционного давления на Россию.
Дефицит подкрадется незаметно
Но не исключено, что правительству все-таки придется перейти к жестким фискальным мерам. Начнут с самого крупного бизнеса, с госкомпаний, предполагают эксперты. «Если текущая ставка властей на нацпроекты не принесет желаемых результатов в ближайшие два года, то в правительстве могут вернуться к обсуждению, например, предложений об изъятии сверхдоходов у госкомпаний», — отмечает Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьер».
Сейчас считается, что увеличение госинвестиций, расходы на национальные проекты подстегнут экономический рост и, соответственно, увеличат доходы бюджета. И тогда можно будет обойтись без налогового давления на бизнес. Если же ставка на это не оправдается, правительство будет вынуждено взяться за граждан. Даже вопреки обещанию не повышать налоговую нагрузку.
«Резервом для повышения доходной части бюджета станут меры по легализации находящихся в тени доходов граждан — это может стать трендом ближайших лет», — предупреждает Коган.
Доберутся и до родственников в Австралии
С этого года возрастет нагрузка на малый и средний бизнес. «А индивидуальных предпринимателей, работающих в режиме единого налога на вмененный доход (ЕНВД), постепенно переведут на общий налоговый режим. В следующем году в планах правительств полная отмена ЕНВД», — подчеркивает Алисенов.
Кроме того, налоговая нагрузка вырастет автоматически за счет индексации налогов для МСП. В этом году — на 4,5%.
«Не стоит забывать также, что налоговая служба анонсировала перевод некоторых сборов и платежей в прямые налоги», — напоминает Алисенов. Из шести таких сборов — экологического, утилизационного, туристического, сбор НВО (за негативное воздействие на окружающую среду) и сбор с операторов связи — три из них войдут в Налоговый кодекс РФ. Это экологический, утилизационный и туристический.
То есть эти сборы станут обязательными и собирать их будет не местная власть или отраслевые ведомства, а суперигрок — ФНС, уточняет Алисенов.
Никто не отменял и «налоговый маневр», предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины при росте НДПИ, то есть налога на добычу сырья.