Национальный банк РК направил ответ на депутатский запрос об использовании средств Национального фонда, возможности снижения базовой ставки и кредитовании экономики.
В Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан прописаны ограничения, направленные на сбережение Нацфонда. Установлен неснижаемый остаток в размере 30% от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего года. Если это ограничение не соблюдено, то размер гарантированного и/или целевого трансфертов будет уменьшен на соответствующую величину. Кроме того, выделение целевого трансферта возможно только по решению Президента РК на финансирование антикризисных программ в периоды спада экономики, социально значимых проектов национального масштаба и стратегически важных инфраструктурных проектов. В Концепции предусмотрен запрет на приобретение казахстанских ценных бумаг субъектов государственного, квазигосударственного и частного секторов, покупка пакетов акций, долей участия казахстанских компаний, фондирование банков второго уровня, кредитование юридических и физических лиц, использование активов в качестве обеспечения исполнения обязательств.
Касательно возможности снижения базовой ставки в Нацбанке пояснили, что ставка, как основной инструмент денежно-кредитной политики, устанавливается, исходя из необходимости достижения целевых ориентиров по инфляции. При этом учитывают прогнозный уровень инфляции и инфляционные ожидания, ситуацию на внутреннем финансовом рынке и тенденции на ключевых сырьевых и финансовых международных рынках.
«Особое значение придается динамике развития реального сектора экономики Казахстана. Поэтому, учитывая риск значительного снижения экономической активности в стране на фоне ухудшения внешних и внутренних условий, Национальный Банк 6 апреля 2020 года принял решение снизить базовую ставку до 9,5%. Во избежание перетока ликвидности с денежного на валютный рынок, коридор ставок был расширен до +/-2%. В комплексе с другими реализующимися антикризисными мерами Национального Банка и Правительства решение о снижении базовой ставки направлено на сглаживание негативных последствий распространения коронавируса и поддержку деловой активности, в том числе через увеличение кредитования», — говорится в ответе на депутатский запрос.
27 апреля текущего года было принято решение о сохранении базовой ставки на уровне 9,5%
«При этом, текущий уровень базовой ставки в реальном выражении, т.е. за минусом фактической годовой инфляции (6,8% по итогам апреля), уже ниже равновесного нейтрального уровня в 3-3,5%. А с учетом пересмотренного прогноза по инфляции до 9-11% по итогам текущего года, реальная базовая ставка может сложиться еще ниже, вплоть до нулевого значения. В этих условиях дальнейшее значительное снижение базовой ставки Национального Банка будет иметь негативные последствия для экономики в долгосрочной перспективе. Среди них следует выделить изменение валютных предпочтений при сбережениях в пользу иностранной валюты и рост девальвационных ожиданий, систематическое недостижение цели по инфляции и низкое доверие населения и рынка к денежно-кредитной политике, повышение неопределенности у экономических агентов и повышение рисков банковской системы. Также необходимо отметить, что значительное снижение базовой ставки приведет и к снижению ресурсной базы банковской системы», — прокомметировали в Нацбанке решение о снижении ставки.
Решения по снижению базовой ставки не могут быть основными мерами для оживления экономики, подчеркнули в Нацбанке: «Для качественного и устойчивого роста важны структурные преобразования экономики и повышение ее диверсификации, тогда как монетарная политика не располагает инструментарием для разрешения структурных проблем. Инструменты денежно-кредитной политики эффективны для сглаживания отклонения от долгосрочных тенденций в экономике, возникающего под действием различных макроэкономических шоков».
Также в ответе подробно разъяснили меры, принимаемые для восстановления кредитования экономики.
1. В соответствии с обращением Главы государства от 16 марта 2020 года, в целях наполнения внутреннего рынка и стимулирования производства, расширено финансирование Программы «экономика простых вещей» на 400 млрд тенге до 1 трлн тенге. Увеличены лимиты инвестиций в облигации банков второго уровня и АО «Аграрная кредитная корпорация», включена возможность 9 финансирования проектов по проведению весенне-полевых и уборочных работ на сумму 100 млрд тенге, расширен перечень товаров, которые попадают под действие данной программы. За счет субсидирования части ставки вознаграждения государством, средства конечным заемщикам будут предоставляться под 6% годовых сроком на 10 лет. Дополнительно выделяемые ресурсы будут направлены, в первую очередь, на повышение уровня продовольственной безопасности и уменьшение импортозависимости.
2. Совместно с Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка разработана Программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, на сумму 600 млрд тенге по ставке не более 8% годовых со сроком на 1 год для целей пополнения оборотных средств.
3. Для содействия Правительству по поддержке деловой активности и занятости, принято решение о выделении финансирования на сумму 600 млрд тенге с возможным расширением до 700 млрд тенге. Средства будут направлены на приобретение инфраструктурных облигаций АО «НУХ «Байтерек», далее в местные бюджеты в дополнение к финансированию из республиканского бюджета Программы ДКЗ на сумму 300 млрд тенге.
4. Для финансирования строительства доступного жилья по проекту «5-10-20» Национальным Банком выделены средства в размере 390 млрд тенге, из которых 180 млрд тенге направлены на финансирование строительства нового жилья местными исполнительными органами, а 210 млрд тенге будут направлены на кредитование очередников на приобретение жилья через АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана».
Таким образом, общий объем участия Национального Банка и фондов под его управлением в финансировании антикризисных инициатив Главы государства составляет 2 090 млрд тенге.
Приняты меры и для того, чтобы банки не снижали уровень кредитования экономики. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (ведомству с января 2020 года перешли регуляторные функции Нацбанка) на период с 30 марта по 30 сентября 2020 года приняты временные меры особого пруденциального регулирования. Они направлены на снижение давления на капитал и ликвидность банков, недопущение снижения уровня кредитования казахстанского бизнеса.
«В частности, для стимулирования кредитования экономики в условиях волатильности обменного курса и негативных тенденций, происходящих на 10 мировых товарных рынках, снижены требования к собственному капиталу по займам, выданным субъектам малого и среднего бизнеса. Для расширения возможностей по кредитованию новых заемщиков, не имеющих достаточного залогового обеспечения, в качестве твердого залога признаны договоры страхования, а также договоры синдицированного кредитования и проекты государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). Кроме того, стимулирование кредитования проектов ГЧП осуществлено за счет признания гарантий от АО НУХ «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро» в качестве ликвидного обеспечения. Данные меры позволят высвободить часть капитала банков в объеме 168 млрд тенге на кредитование экономики», — уточнили в Нацбанке.
Расширен перечень высоколиквидных активов, что увеличит объем ликвидных активов банков на 567 млрд тенге и позволит выдавать новые займы клиентам БВУ.
При этом, перечисленные программы являются ограниченными по объему и срокам реализации, не подменяя собой собственные программы банков по кредитованию экономики, отмечается в письме.