Но даже и в будущем году спрос не достигнет «доковидных» величин — причиной будет изменение структуры экономики, которая в целом станет потреблять меньше ресурсов, а также распространенная практика удаленной работы. То есть, это фактически продолжение кризиса, который мы наблюдаем сейчас.
«СП»: — Но почему сообщения о снижении добычи никак не повлияли на нефтяные котировки? Ведь рынок очень чутко реагирует даже на куда менее значимые, а порой и откровенно фейковые новости.
— Да, вы правы, прогноз не сильно повлиял на нефтяные котировки. Нефть Brent продолжает торговаться вблизи $45,5 за баррель. Это обусловлено тем, что прогноз был пересмотрен в пользу снижения, но это в целом было ожидаемо. Плюс у рынков сохраняется уверенность в том, что страны ОПЕК+ следят за развитием ситуации и продолжат корректировать добычу с учетом развивающейся ситуации.
Очередное заседание ОПЕК+ должно состояться 19 августа. Согласно сделанным заявлениям отдельных чиновников, скорее всего, ОПЕК+ продолжит действовать согласно прежнему графику постепенного наращивания добычи.
— Рубль, конечно, по-прежнему в значительной мере зависим от нефти. Поэтому в случае ее падения, он также продолжит снижение. Однако пока предпосылок для ее обвала нет. Скорее, напротив, ожидается рост котировок. Технически первой целью является — локальный максимум $46,23 за баррель, далее $50 за баррель.
В случае дальнейшего роста нефти, рубль укрепится. Более того, если спрос на рисковые активы будет расти параллельно с нефтью, то июньский восходящий тренд по паре доллар/рубль будет сломлен.
— Ухудшение прогноза ОПЕК по спросу на нефть связано с замедлением темпов экономического восстановления после резкого весеннего оживления, а также с рисками новых ограничений COVID-19 до зимы, в лучшем случае — сохранение ограничительных мер. Также не стоит полагаться на представленную вакцину как решение текущей достаточно сложной экономической ситуации.
«СП»: — Сколько будет стоить нефть?
— Снижение спроса на нефть будет долгосрочным, это негатив для отечественного рынка и валюты. Так что нефтяные цены могут остаться в диапазоне $40-47 до 2021 года.
«СП»: — И как на это будут реагировать российские власти?
Но по ряду причин, которые интересны больше узким специалистам, а не широкому читателю, такая «страховка» может быть слишком дорогостоящей для России через ежегодные комиссии инвестиционным банкам, и вообще только краткосрочным решением проблемы падения нефтяных цен.
«СП»: — Выходит, к падению цен на нефть власти по-прежнему, как и в марте, не готовы?
— Сейчас в России уже действует стабилизатор доходов в виде бюджетного правила, по которому при падении цен на нефть ниже $42,4 за баррель бюджет финансируется из Резервного фонда. Но фонд уже сократился с $88 млрд до $50 млрд в прошлом году в результате падения цен на нефть. И есть высокая вероятность дальнейшего размывания этой защитной подушки, так как правительство теперь рассматривает возможность сокращения бюджетных расходов на 10%.
Госбюджет был основан из расчета $50 за баррель нефти. Одна из основных проблем таких стабилизационных фондов заключается в их быстрой исчерпаемости, когда нефтяные цены сложно поддерживать из-за глобальной ситуации. Разумеется, России нужен дополнительный стабилизатор, помимо бюджетного правила.
«СП»: — Насколько ощутимым, полагаете, в 2020 году, на фоне снижения нефтяных котировок, будет и падение курса рубля?
Видео дня. Страны ОПЕК+ снизили добычу нефти