Пекин готовится «наказать» Вашингтон, устроив массовую распродажу его государственных облигаций, пишет китайское издание South China Morning Post. Будучи владельцем трежерис на сумму порядка $1 трлн, Китай остается одним из главных мировых спонсоров американского госдолга.
Если верить приведенной изданием цифре, КНР планирует сократить объем гособлигаций США в своем портфеле на 20%, то есть — на $200 млрд Говорить о том, что это катастрофически скажется на американской финансовой системе не приходится:
это всего лишь 0,7% от нынешнего $26,7-триллионного госдолга Вашингтона. В то же время, по подсчетам Конгресса, дефицит бюджета страны за 2020-й год составит $3,3 трлн.
Так что в случае необходимости ФРС может снова запустить «печатный станок» и выкупить эти облигации у Китая за счет очередного пакета долларовой эмиссии, уверены многие эксперты, комментирующие эту тему в СМИ.
быстро продать такой большой пакет трежерис можно будет только со значительным дисконтом, а значит, Пекин не сможет выручить полную стоимость этих облигаций,
«Сама цифра говорит о том, что Китай в принципе готов начать сбрасывать эти бумаги порционно. Этот сброс может осуществляться в течение двух месяцев до выборов в США, то есть — по $25 млрд в неделю», — сказал ученый в беседе с «Газетой.Ru».
Пекин явно не хочет, чтобы Трамп выиграл предстоящие выборы и остался у руля еще на четыре года. Так что фактически угрозу (а в серьезности намерений КНР сомневаться не приходится) распродажи госдолга можно смело оценивать как вмешательство Китая в американские выборы.
Дело в том, что сейчас в США наблюдается тенденция к возрождению экономики, если судить хотя бы по последней статистике по безработице (8,4%), и многие эксперты полагают, что Вашингтон в текущем квартале сможет отыграть экономическое падение предыдущих трех месяцев, вызванное пандемией коронавируса.
Владимир Васильев объясняет, что на этом восходящем тренде Трамп может получить политические дивиденды, которые добавят ему шансов на победу на выборах. А сброс Китаем американских трежерис может вызвать панику на фондовом рынке страны, едва восстановившемся от пандемического спада.
«Китай в этом смысле как бы заявляет, что если США будут и дальше раскручивать антикитайскую карту, то они прибегнут к сбросу госдолга, — объясняет Владимир Васильев. — И это вполне может сыграть значительную, а возможно и решающую роль в результатах президентской гонки. Так что Пекин тем самым явно поставил Вашингтон на счетчик».
Сделано в Китае
Некоторые эксперты выдвигают еще одну теорию: Китай готовится к распродаже американского госдолга ради снижения роли доллара в мировой экономике в целом. Это в частности подтверждается тем фактом, что в начале сентября Пекин упростил доступ иностранным инвесторам к внутреннему рынку собственного госдолга.
этот шаг станет заметным стимулом для дополнительного внешнего спроса на китайские бонды. И хотя их доходность сейчас выше, чем у американских (2,98% против 0,17% соответственно по трехлетним бумагам), речь скорее идет о том, что в долгосрочной перспективе китайский юань — единственный, кто может сместить доллар с позиции основной мировой валюты. Но пока говорить об этом рано.
Поэтому сейчас Пекин предоставил институциональным инвесторам доступ только к биржевому сегменту и инструментам хеджирования. В то же время
большая часть сделок с облигациями в Китае, как и во всем мире, совершается на внебиржевом рынке, куда иностранцам по-прежнему закрыт доступ. То есть, по сути, Пекин проводит эксперимент, чтобы понять, насколько вообще велик спрос на юаневые долговые бумаги.
Но надеяться на то, что китайский госдолг вытеснит американский все же не стоит, уверен Валерий Емельянов.
западные фонды и банки наверняка смогут и захотят покупать больше китайских бумаг, но их доля в портфелях вряд ли будет больше, чем у других развивающихся страна — 3-5% в лучшем случае.
Не стоит забывать и о том, что несмотря на усиление роли юаня в международной торговле, участники рынка понимают, что вложения в китайскую валюту выгодны до тех пор, пока Народный банк Китая держит относительно высокую ставку, не меняя при этом курс юаня к доллару. Если же Пекин захочет сделать свой экспорт более привлекательным, что вполне может случиться при нынешних самых низких темпах роста экономики страны за последние 30 лет, он может моментально девальвировать юань.
Мало не покажется
В любом случае, если обострение отношений между США и Китаем продолжится, это негативно скажется на темпах роста экономики остальных стран, уверен Валерий Емельянов.
«Обострение между США и Китаем уже сказывается на остальном мире. Например, усиливается волатильность на фондовых площадках, слабеют активы и валюты развивающихся стран, происходит откат в сырьевых котировках. Если конфликт будет развиваться по нарастающей, то мы вполне можем увидеть «второе дно» на финансовых рынках», — констатирует эксперт.
А страны, не задействованные напрямую, могут пострадать от перекрестных санкций, например. В качестве примера Валерий Емельянов привел Россию, которая уже сейчас стоит перед дилеммой, как ей развертывать мобильную сеть следующего (пятого) поколения так, чтобы не потерять контракты ни с западными компаниями, ни с Китаем.