Без масштабной вакцинации от коронавируса глобальная экономика продолжит нести огромные потери. Чтобы сохранить жизни и деньги, страны инвестируют миллиарды долларов в разработку и производство прививок. В России широкая вакцинация может начаться уже в этом году. Тем временем остальные развитые государства терпеливо ждут препарата, который у них вызовет доверие.
Большой минус
До массовой вакцинации от коронавируса мировая экономика не сможет работать в нормальном режиме. В мае глава американского Федрезерва Джером Пауэлл предупредил, что процесс восстановления в США может затянуться до конца 2021 года. Он исключил вероятность второй Великой депрессии, но подчеркнул необходимость эффективной вакцины для экономического оздоровления. В сентябре, еще до того как мир накрыла вторая волна, Пауэлл выступил с более оптимистичным заявлением: экономика оправилась быстрее, чем ожидалось, но вакцина, вызывающая доверие, является ключом к полному восстановлению.
ОЭСР в сентябрьском экономическом докладе пишет, что широкая вакцинация против COVID-19 начнется не раньше, чем в конце 2021 года. К этому моменту мир потеряет 7 триллионов долларов из-за пандемии, рассказала французскому изданию Les Echos главный экономист ОЭСР Лоранс Бун. «Это серьезное потрясение», — отметила она. По ее словам, человечеству придется жить с вирусом еще много месяцев.
В целом организация ждет, что по итогам 2020 года мировой ВВП просядет на 4,5%. Еврозона потеряет 7,9% (Германия — 5,4%, Франция — 9,5%, Италия — 10,5%), Великобритания — 10,1%, Индия — 10,2%, Соединенные Штаты –3,8%. Российская экономика уменьшится на 7,3%.
Согласно докладу ОЭСР, показать рост сможет только Китай. ВВП Поднебесной в 2020-м увеличится на 1,8%. Впрочем, для КНР такая динамика с учетом быстрого развития последних лет все равно что отрицательная. В прошлом году экономика Китая прибавила больше шести процентов, а с 2010-го по 2019-й среднегодовой темп прироста превышал 7,5%.
Всем миром
«Если мы потратим миллиарды сейчас, то в будущем сможем избежать расходов на триллионы», — заявляла летом спецпредставитель инициативы ACT Accelerator ВОЗ Нгози Оконджо-Ивеала.
ACT Accelerator призвана ускорить разработку методов тестирования, производство вакцин и препаратов от коронавируса. Программа ВОЗ стоит 31,1 млрд долларов. К ней присоединились Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Коалиция по инновациям в области обеспечения готовности к эпидемиям (CEPI), Всемирный банк и ряд других структур.
А глобальные расходы только на разработку различных вакцин от COVID-19 превышают 100 млрд долларов, говорил гендиректор ВОЗ Тедрос Гебрейесус.
Больше всех — около 9 млрд долларов — вложило правительство США. Деньги получили семь компаний, среди них Pfizer и BioNTech (изготовят 100 млн доз вакцины до конца 2020 года и еще 500 млн в 2021-м), Sanofi Pasteur и GSK (100 млн доз). Страна остается лидером по числу смертей от коронавируса. К середине октября пандемия унесла жизни более 200 тыс. американцев — это каждый пятый в общемировой статистике смертности.
ЕС, по информации Еврокомиссии, собрал на разработку вакцины 7,4 млрд евро. Причем Франция (более 30 тыс. умерших от коронавируса) выделила 500 млн евро, Германия (почти 10 тыс. умерших) — 525 млн К сбору средств присоединилась и отколовшаяся от союза Великобритания (свыше 40 тыс. умерших). Королевство выделило более 400 млн евро. Еврокомиссия предзаказала вакцины у шести фармакологических компаний. Так, договор с британской AstraZeneca предусматривает поставки 400 млн доз вакцины.
Объем частных и государственных инвестиций Китая (менее 5 тыс. умерших) в создание вакцины от COVID-19 составляет 10 млрд юаней, или около 1,5 млрд долларов.
Быстрее всех
И если ОЭСР предсказывает, что до конца 2021 года миру не стоит ждать массовой вакцинации, то российские власти обещают скорое спасение. 11 октября мэр Москвы (почти 6 тыс. умерших) Сергей Собянин сообщил, что через несколько месяцев «уже точно появится» прививка, которой можно «уже в промышленном масштабе» вакцинировать людей. «Закончится эта история», — предрек столичный градоначальник.
Российская вакцина «Спутник V», представленная в августе, на данный момент проходит пострегистрационные испытания на 40 тыс. добровольцев. 13 октября Минздрав разрешил тестирование препарата на людях старше 60 лет. Срок выхода продукта на рынок пока неясен. Ранее ожидалось, что вакцина станет доступна в январе 2021 года. Министр здравоохранения Михаил Мурашко заявлял, что масштабный ввод прививки в гражданский оборот состоится в конце октября или начале ноября 2020 года.
«Спутник V» разработан НИЦЭМ имени Гамалеи при поддержке Российского фонда прямых инвестиций. РФПИ вложил в проект 4 млрд рублей (более 50 млн долларов). 30 млн доз препарата выпустят, чтобы покрыть внутренние потребности страны, еще 200 млн доз отправят на экспорт.
При этом РФПИ получил предварительные заявки на 1 млрд доз «Спутника V» из 50 государств. Поскольку объемы производства ограничены, в приоритете пока только 20 стран. В частности, Бразилия (до 50 млн доз), Мексика (32 млн), Индия (100 млн), Казахстан (2 млн). За ближайшие два месяца Россия создаст 2,3 млн доз препарата, весной следующего года выйдет на объем 15 млн доз ежемесячно, сообщил 14 октября глава Минпромторга Денис Мантуров.
До конца 2021 года придется привить 40–50 млн россиян, рассказывал глава РФПИ Кирилл Дмитриев. Цена одной дозы вакцины российского производства для внутреннего рынка не будет превышать 1 тыс. рублей (почти 13 долларов), сообщил в начале октября глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Таким образом, объем российского рынка может достигнуть 520–650 млн долларов.
Точная цена российского препарата для зарубежных потребителей неизвестна. По словам Дмитриева, в среднем вакцины будут стоить 25 долларов, а мировой спрос на них к завершению следующего года составит 3–5 млрд доз. То есть размер глобального рынка — до 75 млрд долларов. С учетом предварительного заказа 1 млрд доз Россия может претендовать на четверть этого пирога.
При цене вакцины 40 долларов (примерно в 3 раза больше, чем стоит российский препарат для внутреннего рынка) фармакологические компании получат прибыль, а их валовая маржа, то есть доля в выручке, которую предприятие сохранит после понесенных на производство затрат, может составить 60–80%, отметил в беседе с Reuters аналитик инвестбанка SVB Leerink Джеффри Порджес. Для сравнения: валовая маржа Apple не превышает 40%, Amazon — 30%.
Кроме «Спутника V» Россия предложит еще как минимум две вакцины от коронавируса. Одна из них разработана новосибирским центром «Вектор» и называется «ЭпиВакКорона». Ее зарегистрировали 14 октября. По данным Роспотребнадзора, она хорошо подходит для пожилых и людей с хроническими заболеваниями.
Сколько стоит человек?
Помимо глобальных экономических потерь, связанных с локдауном, снижением товарооборота, необходимостью поддерживать бизнес, есть и урон, связанный непосредственно со смертями от коронавируса.
Точную стоимость жизни отдельного человека подсчитать невозможно, к данной проблеме есть множество подходов. Например, сами россияне оценивают ее в 5,8 млн рублей — именно такую компенсацию, считают они, стоит платить родным в случае смерти близкого.
Другой подход, предложенный директором Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорем Николаевым, позволяет рассчитать недополученный ВВП из-за смерти людей в результате коронавируса.
Метод учитывает ВВП на одного занятого в экономике человека, ожидаемую продолжительность жизни, средний возраст смерти, потерянные из-за нее годы и, соответственно, потери в ВВП.
Согласно расчетам ФБК Grant Thornton, уход одного россиянина из жизни стоит экономике 327 тыс. долларов, или 25 млн рублей, если средний возраст смерти составляет 64,9 года. По оперативным данным на середину октября, из-за COVID-19 в РФ умерло более 23,2 тыс. человек. Выходит, экономика уже потеряла 7,6 млрд долларов. Разработка вакцины стоила России гораздо меньше. И для будущего восстановления экономики важна жизнь каждого спасенного человека.