Скопившиеся в период пандемии беспрецедентные нефтяные запасы в хранилищах практически закончились, что создает предпосылки для устойчивого подорожания, пишет Bloomberg. Опрошенные «Газетой.Ru» аналитики рассказали, что такой расклад может отправить цены выше $70 долларов за баррель.
Фото: Hasan Jamali/APHasan Jamali/AP
Год назад в мире ощущался сильнейший дефицит нефтехранилищ. В июле 2020 в различных технологических емкостях на поверхности земли — магистральных нефтепроводах, в резервуарах танкеров, на нефтеналивных терминалах, в хранилищах НПЗ и прочих — хранилось дополнительно 250 млн баррелей после падения мирового спроса на 20% в связи с локдаунами, замедлением экономик и падением нефтяных цен. По оценкам МЭА, запасы нефти в развитых странах по состоянию на февраль превышали средний показатель 2015-2019 годов на 57 млн баррелей.
Кроме того, сейчас постепенно восстанавливается спрос: по оценкам опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, до предпандемийного уровня не хватает около 5%.
«До пандемии спрос был около 96-98 млн баррелей в сутки по миру, до 100 на максимуме. В 2020-м он упал до 80, а сейчас, я думаю, составляет 92-94 млн баррелей в сутки, не меньше. А запасов осталось, может быть, 15-20 млн баррелей в сутки. Мы ожидаем увеличения спроса на нефть, и цена небыстро, но будет расти», — пояснил «Газете.Ru» президент ГК «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель.
По мнению эксперта, заканчивающиеся излишки нефти накладываются на начало сельскохозяйственных работ, что всегда повышает спрос на нефтепродукты. На этих работах, как и на многих производствах в развитых и развивающихся странах, локдауны не скажутся — мировая экономика восстанавливается, указал Валерий Бессель. Это закладывает основу для долгосрочного роста потребления и соответственно цен. Но резкого подъема стоимости углеводородов опрошенные «Газетой.Ru» аналитики не прогнозируют. Отчасти потому, что спрос на некоторые нефтепродукты — например, авиационное топливо, — пока остается ощутимо ниже допандемийных уровней. Кроме того, по мере восстановления потребления страны ОПЕК+ могут продолжить плавное увеличение добычи, что будет сдерживать рынок от дефицита, рассказал «Газете.Ru» эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.
«На мой взгляд, текущий уровень цен близок к справедливым и повторный рост выше $70 возможен лишь в том случае, если страны ОПЕК+ предпочтут затянуть с увеличением производства для получения выгоды от высоких цен», — отметил он.
Члены ОПЕК+ уже не раз прибегали к этой тактике и способны придержать добычу не только до тех пор, когда пандемийные излишки сгорят до конца, но и пока цены на нефть не перешагнут порог в $70-74 за баррель, цитирует Bloomberg аналитиков Citigroup.
Как поясняют российские эксперты, всячески противиться росту цен на сырье будут страны-переработчики, главным образом Китай и США. В КНР перерабатывают в три раза больше нефти, чем добывают, зарабатывая на производстве бензина. В США НПЗ в основном заточены под продукты с высокой добавленной стоимостью, которым требуется тяжелое сырье — например, российская марка Urals. Эти страны заинтересованы в том, чтобы разница между стоимостью сырья и отпускными ценами на конечный продукт не уменьшалась, пояснил Валерий Бессель из «НьюТек Сервисез».
«Цены будут расти медленно. Потому что двум первым экономикам мира — Китаю и США — это невыгодно, у них в структуре бизнеса нефтепереработка занимает главенствующее место над добычей, и они будут делать все, чтобы сдерживать цены на нефть. Подъем будет долгосрочным: в энергетике процессы инерционные, быстро ничего не меняется — если не будет искусственного или рыночного кризиса», — рассказал он.
Предпосылок для рыночного кризиса с переизбытком нефти на продажу ни российские аналитики, ни американские аналитики не видят, но не исключают развития политического кризиса в Ормузском проливе (между Ираном и ОАЭ, соединяет Персидский залив с Оманским), который Иран не раз грозился перекрыть. Ормузский пролив дает выход ближневосточной нефти в Азию и США, и поток экспортной нефти через него колеблется между 20% и 40% от общемирового.
«Рост выше $70 будет возможен в случае реализации особо чувствительных форс-мажоров. Например, перебоев с поставками в Персидском заливе», — заключил аналитик «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.
Это прорыв в американо-иранских переговорах по возобновлению соглашения по ядерной программе, санкционное давление, ухудшение эпидемиологической ситуации в ряде ведущих стран мира, ослабление курса доллара по отношению к региональным валютам, а также макроэкономическая статистика ведущих экономик мира, пояснила она «Газете.Ru».
Кроме того, совсем другие сценарии — возможно, менее оптимистичные для нефтедобытчиков — будут разворачиваться в зависимости от фактических шагов стран по реализации повестки по сокращению углеродного следа, увеличения производства электромобилей и сокращения мощностей по нефтепереработке, подытожила эксперт.