Авторы исследования пришли к выводу, что «платформенная занятость» не вписывается в формат традиционных отношений по найму. При действующем законодательстве занятые в такой экономике становятся «фиктивно самозанятыми», так как при подключении к платформе оформляются как индивидуальные предприниматели или самозанятые. Альтернативным вариантом становится работа без оформления.
Однако, отмечают авторы исследования, оба решения оставляют работника незащищенным и по сути вынуждают самого искать варианты легального входа на рынок труда.
Также при таком подходе практически невозможно оценить, сколько людей заняты в этой нише. Оценка ее будущей динамики: от 6–8 до 15 млн человек к 2030 году. Эксперты ожидают рост платформенной занятости в сфере электронной торговли, курьерской доставки, персональных услуг (косметологи, парикмахеры и другие специалисты), ИТ.
Среди возможных решений — появление особой категории «независимых работников». Они получат право на коллективное представительство интересов, но будут выведены из-под регулирования продолжительности рабочего времени и минимальной оплаты труда.
Вопросы вызывает и социальное обеспечение «платформенно занятых». В качестве перспективного направления развития этой системы эксперты называют партнерские схемы софинансирования, совместное страхование социальных рисков при участии исполнителя, платформ и государственных институтов, а также расширение практик взаимного страхования.
Также в ВШЭ предлагают разделить «платформенную занятость» на несколько типов, и для каждого из них сформировать нормативную базу. Авторы исследования предупреждают, что при избыточной жесткости традиционного трудового и социального регулирования в России существует риск, что платформенная экономика будет свернута либо уйдет в тень.