Центробанк: портфели российских МФО снова растут после кризисного 2020 года
Банк России представил отчет о тенденциях микрофинансового рынка в 1-м квартале 2021 года. Главным трендом отрасли стало увеличение числа компаний, нарастивших темпы выдач микрозаймов: их доля достигла 52 %, а общий портфель займов увеличился на 8 %, превысив показатели 2018 — 2020 гг. При этом доля просроченных выдач сократилась до 28,7 %. Основным драйвером развития отрасли стали крупные компании, которые успешно адаптировались к новым условиям работы.
Также в этом отчетном периоде меньшее число МФО ушло с рынка в сравнении с прошлым годом. Если в 4-м квартале 2020 года госреестр сократился на 163 организации, то в 1-м квартале 2021 года – только на 62 МФО. Прошлогодняя «чистка» реестра была связана, прежде всего, с ужесточением требований Центробанка к микрофинансовым компаниям: согласно указанию регулятора, они должны были увеличить свой капитал до 1 млн рублей. Кроме того, не все организации смогли адаптироваться к карантинным условиям работы и покинули отрасль по своей инициативе. По состоянию на 31 марта 2021 года на рынке осталось 36 МФК и 1287 МКК.
На фоне роста количества выдач микрозаймов на карту или счет, увеличилось и число жалоб от потребителей: в 1-м квартале 2021 года граждане подали 7,3 тыс. заявлений с нареканиями на МФО, что на 27,7 % больше, чем годом ранее. Заемщики стали чаще жаловаться на то, что недобросовестные кредиторы навязывают им платные дополнительные услуги при оформлении займа. Доля таких заявлений составила 16 % от общего количества, при этом за год на 10 % сократился объем жалоб на неправомерные действия МФО при взыскании долгов, составив 25 %. Проанализировав все обращения граждан, сотрудники Центробанка оценили долю обоснованных заявлений всего в 16 % от совокупного числа поступивших жалоб.
К этом году количество жалоб может сократиться благодаря закону о защите заемщиков от допуслуг. Соответствующий законопроект запретит кредиторам автоматически проставлять в договорах займа галочки о согласии на оформление дополнительных сервисов. Если же компания предоставляет клиенту допуслугу, она обязана прописать в договоре четкие правила ее использования или отказа.
Чтобы не столкнуться с «подводными камнями» в договорах займов, важно иметь дело только с законопослушными МФО, которые соблюдают правила работы и заботятся о своей репутации на рынке. Помимо «честных» ставок, такие компании предлагают заемщикам различные акции, программы партнерства и лояльности, давая возможность не только занимать средства на любые цели, но и выигрывать ценные подарки и даже зарабатывать на привлечении новых клиентов.