Финансовые термины путают 80 % россиян

Большинство жителей России плохо ориентируются в финансовой терминологии, а также в названиях современных методов мошенничества

Эксперты Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) совместно с сотрудниками Института русского языка им. Пушкина провели опрос россиян, чтобы проверить, как граждане понимают суть финансовых терминов. В результате выяснилось, что 80 % участников недостаточно хорошо ориентируются в терминологии, особенно в определении методов мошенничества. Причиной, по мнению экспертов, является иностранное происхождение большинства слов и их слишком быстрое распространение.

Практически двум третям опрошенных финансовые термины встречаются каждый день, а 93 % респондентов сталкиваются с ними каждые 1-2 недели. При этом только 21 % граждан не испытывают трудностей с пониманием и использованием новой лексики. Лучше всего участники исследования знают термины «инфляция», «дефолт», «дефляция»: они знакомы 72-99 % россиян. Еще 64-88 % респондентов понимают приблизительное значение слов «овердрафт», «лизинг», «аннуитетный платеж», но большинство не до конца понимает их смысл. Только 47 % сограждан осведомлены в том, что такое лизинг, а более 25 % не смогли объяснить суть аннуитетного платежа.

Хуже всего наши соотечественники воспринимают термины, связанные с информационными технологиями и инструментами мошенников. Лишь 26 % респондентов знакомы с понятием «блокчейн», а что означает «фишинг» знают только 43 % граждан. Наибольшие затруднения вызывают «мошеннические» термины «траппинг», «скимминг» и «снифферинг»: объяснить их значение могут только 7-12 % опрошенных.

В последние годы в мире появилось множество новых финансовых инструментов, а вместе с ними — и мошеннических схем. Так в русский язык пришли незнакомые ранее термины, число которых постоянно растет. Многие люди попросту не успевают их выучить; к тому же, иностранное происхождение названий усугубляет ситуацию.

Так граждане становятся легкой добычей мошенников: аферисты звонят им от имени банка и в разговоре специально используют финансовый сленг. Человек, который не знает терминов, быстрее даст себя обмануть и предоставит конфиденциальные сведения преступникам.

Эксперты АРФГ уверены в том, что россиянам не хватает качественного разъяснения новых финансовых и цифровых терминов. Решить проблему помогут бесплатные курсы, на которых граждан научат безопасно использовать интернет и проводить безналичные платежи. А сложные формулировки и иностранные термины необходимо адаптировать к восприятию русскоговорящего населения. Только повышение финансовой и цифровой грамотности потребителей может снизить количество случаев мошенничества.

Сотрудники Центробанка уже проводят среди населения разъяснительные работы, рассказывая людям о схемах аферистов и обучая новым финансовым инструментам. Но потребители финуслуг и сами должны быть заинтересованы в таком обучении, кроме того, интернет дает массу возможностей по самообразованию.

Другие новости