В магазинах и супермаркетах до сих пор случаются правонарушения со стороны администрации и охраны. В этой статье мы расскажем о правах покупателей, которые нарушаются чаще всего. Они касаются оплаты и возврата товара, а также личных вещей покупателя. Изучайте свои права, чтобы уметь их отстаивать, если потребуется.
1. Платить по ценнику
Знакомая ситуация: вы увидели любимый товар со скидкой 50%, а на кассе вам его пробили за полную цену. Многие покупатели в такой ситуации теряются, особенно если продавец объясняет причины (не успели поменять ценник, ошиблись и т.д.). В результате покупатель не выдерживает натиска и оплачивает товар по более высокой цене.
На деле же это прямое нарушение закона о защите прав потребителей, а именно статьи 10. Вы имеете право платить ту цену, которая указана в ценнике, и причины ошибки для вас не имеют значения.
Важно
Если вы берете товар по акции, советуем сфотографировать ценник. Фото может послужить вам аргументом, если продавец поменяет ценник уже после того, как была обнаружена ошибка.
2. Платить удобным способом
На свое усмотрение выбирайте любой способ оплаты, доступный в магазине. При оплате крупной купюрой продавец обязан выдать сдачу и не имеет права отказывать в покупке при ее отсутствии, и тем более не может отправлять покупателя за разменом.
Важно
По возможности рекомендуем вам платить картой, ведь многие банки начисляют кэшбэк или баллы за покупки. Даже небольшой возврат средств поможет вам за месяц накопить определенную сумму.
3. Не оплачивать поврежденный товар
Допустим, вы потянулись за товаром на полке и случайно задели бутылку коньяка, а она упала и разбилась. Согласно статье 211 ГК РФ, ответственность за товар лежит на его собственнике. А значит, вы не отвечаете за сохранность имущества магазина. Поэтому компенсировать разбитую бутылку или другой случайно поврежденный товар не нужно. Если администрация будет настаивать на обратном, ответьте, что единственный способ получить от вас деньги — это обратиться в суд. Скорее всего, на этом этапе конфликт будет исчерпан, ведь персонал прекрасно знает, что закон на вашей стороне.
Важно
В некоторых магазинах делают слишком узкие проходы, тесно выставляют товар на полках, не устанавливают табличку “скользкий пол”, а в результате страдает и сам товар, и иногда покупатели. Поэтому одного упоминания Роспотребнадзора и Пожарной инспекции зачастую бывает достаточно, чтобы вас оставили в покое.
4. Не показывать сумку охраннику
Нередки случаи, когда при входе в торговый зал охранник просит показать содержимое рюкзака или пакета. Вы имеете полное право отказаться — об этом четко говорится в статье 27.7 КоАП РФ. Не позволяйте никому заглядывать внутрь своего багажа.
Важно
Если охрана неоправданно подозревает вас в воровстве и требует показать содержимое сумок на выходе из супермаркета, вы тоже не обязаны этого делать. Помните, что право на обыск и досмотр имеют только уполномоченные лица. Если работники магазина настаивают на досмотре, вызывайте полицию.
5. Не оставлять вещи в камере хранения
“Молодой человек, оставьте, пожалуйста, сумку в камере хранения”, — вот что иногда приходится слышать покупателям с большим рюкзаком или пакетом. Но даже если у вас с собой другие покупки, сотрудник магазина не имеет права настаивать на том, чтобы вы оставили вещи в камере хранения — эта услуга предусмотрена исключительно для удобства покупателей.
Важно
Не пустить вас в торговый зал с сумками работники магазина тоже не могут. Если по поводу вашего багажа возникнут разногласия, смело аргументируйте свою позицию, опираясь на статью 421 ГК РФ “О свободе договора”. Попросить оставить сумки вас могут, но заставить это сделать — нет.
6. Вернуть товар
Допустим, вы купили упаковку носков, а распаковав их, обнаружили дырку. В магазине вам могут сказать, что белье и чулочно-носочные изделия возврату не подлежат. Это не так. Помните, что по закону о защите прав потребителей вы вправе вернуть абсолютно любой товар, если он оказался ненадлежащего качества. На это у вас есть 14 дней с даты покупки.
Важно
Даже если вы потеряли чек, оформить возврат можно по дубликату кассового чека, который остался у продавца. А вот выбрасывать штрихкод, который был на упаковке, не следует: без него бракованный товар вы вернуть не сможете.
Как видите, в самых распространенных спорных ситуациях в магазине закон оказывается на стороне покупателя. Изучайте свои права и не упускайте выгод.