Правительство должно до 1 июля определиться, как помочь регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности, заявил президент Владимир Путин, выступая в среду 21 апреля с посланием Федеральному Собранию. Он предложил «весь объем коммерческого долга субъекта федерации, превышающий 25% его собственных доходов», заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года.
Президент также заявил о необходимости обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость региональных и муниципальных бюджетов, повысить их самостоятельность. Кроме того, регионы смогут получить инфраструктурные бюджетные кредиты под 3% годовых.
«Реструктуризацию накопленных задолженностей надо использовать именно как механизм повышения самодостаточности региональных команд, тем более что мы предоставим субъектам федерации принципиально новый инструмент развития, так называемые инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3% годовых и сроком погашения — 15 лет», — отметил президент.
Кредиты тем, кто умеет руководить
Для регионального руководства вводится новый принцип: «чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов». Это делается для того, чтобы не обидеть успешные регионы, которые умеют справляться с долговой нагрузкой самостоятельно.
«Мы должны руководствоваться принципом справедливости, как всегда. У одних субъектов федерации объем накопленной коммерческой задолженности высокий, а другие, как известно, напротив, не набирали кредитов», — сказал Путин.
«Не сталкивать в болото»
«Еще в прошлом году речь шла о том, что федеральный центр готов прощать регионам часть долгов по бюджетным кредитам на сумму налогов, собранных от новых инвестиционных проектов. Теперь, видимо, в правительстве поняли, что кредитная нагрузка регионов слишком велика и им необходимы более весомые вливания из центра», — пояснил Титов.
Замена коммерческого кредита на бюджетный, в первую очередь, означает более щадящие условия по его обслуживанию, отметил Титов.
«Бюджетный кредит практически бесплатен (ставка — 0,1%). Разумеется, никакой глава региона не откажется от такой помощи. По разряду такой же помощи проходит и пролонгирование до 2029 года бюджетных кредитов, уже выданных регионам в прошлом году на противодействие пандемии», — добавил бизнес-омбудсмен.
Ситуация с инфраструктурными кредитами несколько иная.
«Ставка 3% хоть и ниже инфляции, однако все же не нулевая. Поэтому логично, что предоставление таких кредитов будет увязано с объемом уже существующих долгов регионального бюджета, иначе какой смысл снова сталкивать регион в болото задолженности?» — продолжил Титов.
Но в идеальном виде «региональные бюджеты должны получать весь объем налогов, собранный на их территориях, а потом платить в федеральный центр лишь некоторую фиксированную часть». В Госдуме считают, что Кремль и правительство выбрали верное направление для поддержки регионов.
По его данным, некоторые регионы были вынуждены брать кредиты, чтобы закрыть «дыры» в бюджете, под 20% годовых.
«Видите, Путин знает, что регионы закредитованы и невозможно проводить социальную политику в полном объеме. Поэтому и решено поддержать. И чтобы никаких закорючек не было от чиновников», — добавил депутат Харитонов.
«Но при этом в предложении Путина нет всепрощающего списания долгов тем, кто занимал деньги без оглядки. Подобный шаг подорвал бы финансовую дисциплину субъектов федерации, а это может привести к безудержному росту госдолга», — заявил он «Газете.Ru».
Современная система межбюджетных отношений не ставит субъекты федерации на грань выживания, большинство полномочий финансируются из федерального центра либо обеспечены стабильными налогами, продолжил он. Эта система, скорее, лишает регионы стимула для развития. Собственных доходов у регионов все меньше, желания их увеличивать — тоже», — сказал депутат Щапов.
Он считает, что президент предложил реальные инструменты развития. Льготные кредиты позволят сохранить управляемость бюджетной политики.
«Но смогут ли губернаторы расставить правильные приоритеты и направить деньги на действительно важные проекты, а не «зароют» их по традиции в землю — большой вопрос. Пока мы видим огромную неэффективность в части, например, строительства капитальных объектов. Уже второй год страна не может освоить целый триллион рублей по этой статье», — отметил он.
Он считает правильной инициативу президента «поощрять через бюджетные кредиты тех, кто результативно работает, открывает новые возможности в плане повышения качества жизни людей». Полученные на льготных условиях федеральные средства регион сможет использовать для строительства дорог, социальных и инфраструктурных объектов, которые нужны для комфортной жизни, но на которые не хватает средств в областном бюджете, добавил глава исполнительной власти региона.
Кислород от федерального центра
По данным Счетной палаты РФ, регионов с дефицитом бюджета в России почти треть — и потенциально все они могут претендовать на господдержку.
«На 1 января 2021 года, консолидированные бюджеты регионов были исполнены с дефицитом в объеме 676,5 млрд рублей. Суммарный профицит сложился в 28 регионах, а суммарный дефицит – в 57 регионах», — сообщили «Газете.Ru» в СП.
Доходы российских субъектов в прошлом году выросли по сравнению с 2019 годом на 9,8% и составили 14,9 трлн рублей. Но и расходы увеличились на 14,8% и составили 15,5 трлн рублей.
«Рост доходов был обеспечен дополнительной поддержкой регионов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета», — отметили в ведомстве.
Руководитель центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Дмитрий Землянский подсчитал, что воспользоваться заменой коммерческих кредитов на бюджетные смогут не более 11 регионов, у которых по состоянию на 1 апреля коммерческий долг превышает 25% от собственных доходов.
«Все эти регионы со сравнительно высокой общей долговой нагрузкой. У нескольких из них показатель уровня нагрузки критический — Республика Мордовия, Удмуртская Республика -, или высокий, — например, Забайкальский край, Хабаровский край, Архангельская область», — отмечает эксперт.
При этом он полагает, что предложенная мера не поможет регионам, у которых основу долга составляют государственные ценные бумаги, (например, Томской области) или ранее взяты бюджетные кредиты в большом объеме (например, республика Хакасия).