С каждым годом объем субсидирования сельского хозяйства Казахстана растет. И большую часть средств, которые государство направляет на развитие отрасли, получают хозяйства, занимающиеся растениеводством. Необходимо увеличить субсидирование животноводство, особенно молочного скотоводства, считает кандидат сельскохозяйственных наук, председатель правления ОО «НПО «The Last Hope» Руслан Асаубаев. Во время презентации исследования «Эффективность использования финансовых ресурсов в АПК Казахстана» он поделился цифрами и рекомендациями, как исправить перекосы, чтобы улучшить производительность сельхозотрасли страны, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz
«В процессе подготовки нашего исследования мы проанализировали, как финансовая поддержка в виде субсидий повлияла на фермерские хозяйства вплоть до сельскохозяйственных кооперативов. РК является аграрной страной, много говорится о том, что нужно поднять производительность, создать сельскохозяйственный хаб в Казахстане, но ситуация в эту сторону пока не меняется», — сказал в начале своей речи Руслан Асаубаев.
Не так, как хотелось бы
Субсидии для сельскохозяйственных предприятий постоянно растут, заметил он. В 2020 году выделено 349 млрд тенге, 2019 году – 324,5 млрд тенге, 2018 году – 226,1 млрд тенге, 2017 году — 260,4 млрд тенге, 2016 году — 220,2 млрд, 2015 году – 152 млрд тенге.
«Мы проанализировали вопросы на портале Egov, которые фермеры задают министерству сельского хозяйства. Из 100 вопросов 36 касаются субсидирования, это говорит о том, что на местном уровне есть сложности с их получением», — заметил спикер.
В 2019 году ВВП Казахстана составил 5,15 трлн тенге, вклад сельского хозяйства в эту цифру составил 5%. И в этом показателе 70% обеспечивается за счет растениеводства, продукция которого уходит на импорт.
«80% растениеводческой продукции реализуется в виде сырья без переработки, урожайность в 2019 году была на уровне 11,4 центнера с гектара, в 2020 году чуть выше – 12 гектаров. Мы видим, что субсидирование в растениеводстве – покупка семян, гербицидов, ГСМ — не дает четкого понимания, что эти средства тратятся эффективно», — сказал Руслан Асаубаев.
На примере трех регионов — Северо-Казахстанской, Акмолинской и Костанайской областей — он рассмотрел, как распределялись субсидии в 2019 и 2020 годах. В прошлом году на растениеводство было потрачено 64,8%, на животноводство — 35,2%, в этом году на растениеводство – 67,3%, на животноводство – 32,7%.
«Мы видим, что упор в субсидировании идет именно на растениеводство. Оно и понятно, раз продукция растениеводства импортируется, то его и поддерживают», — заметил спикер.
Анализ животноводства с 2002 по 2019 год показал, что в крупных хозяйствах удалось нарастить поголовье с 7 до 9,1%. При этом в мелких хозяйствах этот показатель находился в коридоре 4,5-35%. В стране по-прежнему преобладают подсобные крестьянские хозяйства, которые являются основными снабженцами по молоку и мясу, добавил он.
«Средние надои молока в стране в 2017 году составляли 2341 кг молока, в августе 2020 года — 1600 кг. Общепринятая норма ежегодного потребления молока на душу населения составляет 380 кг, в Казахстане этот показатель составляет 278 кг на человека, то есть ниже нормы на 34%», — перечислил Руслан Асаубаев.
Недавно были утверждены новые правила субсидирования, на которые жалуются мелкие товарные хозяйства и СПК, продолжил он. Хозяйства, у которых фуражное поголовье начинается от 600 голов, получают 45 тенге на каждый килограмм молока, от 400 голов – 30 тенге на килограмм, от 50 голов и сельскохозяйственные кооперативы – 20 тенге за кг. «Аграрии говорят, что это дискриминация мелкотоварного фермерства. Мы сами видим, что они на сегодняшний день обеспечивают нас молоком, однако делается все для того, чтобы мелкие хозяйства не могли получить субсидию. Субсидирование по поголовью идет вразрез с экономическими показателями. Необходимо работать над надоем и привесом животных», — уверен спикер.
Когда СПК стали создаваться, они получили доступ к ведению селекционно-племенной работы. За приплод, полученный от осеменения коров племенным быком, государство платило 25 тыс. тенге за голову, сейчас платит 10-15 тыс. тенге. За покупку племенного быка выплата составляла 150 тыс. тенге, и еще 100 тыс. тенге на его содержание.
«Это хорошо повлияло на развитие СПК и мелких товарных хозяйств, но сейчас в молочном скотоводстве этих субсидий нет, потому что перевели на полное искусственное осеменение, то есть люди, которые занимаются производством молока, должны заниматься искусственным осеменением. Но в РК не развиты услуги по полному осеменению КРС. У нас нет своего семенного фонда, и это отрицательно влияет на фермеров», — сказал Руслан Асаубаев.
Также с этого года фермеры — производители молока должны проводить его анализ, но этот процесс не отработан, что также негативно отражается на хозяйствах.
Говоря о международном опыте, спикер заметил, что главная особенность развития АПК европейских стран заключается в том, что там преобладает кооперативная форма предпринимательства, а государство поддерживает малорентабельные отрасли.
«Безусловно, субсидиями мы должны мотивировать и поддерживать те хозяйства, которым это необходимо. Но на сегодняшний день мы видим, что в Казахстане появились хозяйства, которые «сидят» только на субсидиях. Они открыто говорят, что, если не будет субсидий, им это было бы и не нужно», — сказал Руслан Асаубаев.
Кооперативный путь СПК присущ всем странам, где идет процесс укрупнения фермерских хозяйств. Если в 2015 году в стране было 113 СПК, то в 2020 году уже 1006.
«В декабре 2018 года была утверждена программа «Экономика простых вещей». В ней было много сказано про сельское хозяйство, фокус был сделан на импортозамещение по сельскохозяйственной продукции. Но уже в 2020 году президент ее раскритиковал, сделав уклон на личные подсобные хозяйства. Также в этом году из нее были взяты средства на проведение посевной кампании», — добавил спикер.
Выводы и рекомендации
Во-первых, нужно переориентировать субсидии на животноводство на 65-70% в зависимости от региона.
«Если мы хотим работать с добавленной стоимостью, обеспечить себя социально значимыми продуктами питания, то должны мотивировать фермеров не так, как Минсельхоз 3-4 года назад: если у него было 4-6 гектаров земли, то на каждом из них нужно было заниматься животноводством. Главной же мотивацией должно быть именно субсидирование, и нужно исключить критерий про поголовье, так как это не стимулирует хозяйства улучшать качество скота», — сказал Руслан Асаубаев.
Во-вторых, следует внести изменения в законодательство по использованию искусственного осеменения коров молочного направления, продолжил он.
«Последние 2-3 года наблюдается тенденция: чтобы получить субсидии, мелкие крестьянские хозяйства, ТОО, СПК покупают мясные породы, тех же знаменитых ангусов, пускают их в стадо и получают приплод. То есть в стране декларируется необходимость повысить надои и качество молока, но на деле правительство само же мотивирует их получать субсидии за счет разведения мясных пород скота», — пояснил спикер.
В Германии на всех товарно-молочных фермах есть быки, хозяйства действительно стремятся к искусственному осеменению, но приходят к этому постепенно. Таким образом, процесс протекает естественно и не форсируется извне, добавил Руслан Асаубаев.
В-третьих, в качестве мер развития фермерских хозяйств в рамках программы «Экономика простых вещей» стоит ввести беззалоговые кредиты по низким ставкам по 4-6% на весь период займа на 10-15 лет с целевым направлением – оборудование сельского хозяйства для товарных ферм различных форм собственности.
В-четвертых, надо создать инициативную группу для продвижения интересов фермерских хозяйств и СПК, поскольку сейчас в основном лоббируются интересы крупных сельхозпроизводителей.
В-пятых, необходимо разработать рекомендации в Национальный проект по развитию АПК на следующую «пятилетку» с конкретными количественными и качественными индикаторами, заключил Руслан Асаубаев.