Каждый день мы покупаем товары или услуги. Иногда они оказываются некачественными, и на это хочется пожаловаться. Однако не все знают, куда обращаться и как это делать. Рассказываем, как правильно писать жалобы.
Прежде чем приступить к составлению жалобы, нужно разобраться, что именно вы хотите доказать и какие доводы опровергнуть, советуют юристы сервиса «Правокард». При этом нужно помнить, что процесс рассмотрения дела и доказательства (либо опровержения) вины — это состязание. Так что специалисты рекомендуют не «развязывать войну», а искать компромиссное решение, если это возможно.
Обязательные требования к жалобе
По закону любая жалоба должна быть принята в работу, даже озвученная устно. Но действеннее все обращения, заявления и претензии оформлять именно письменно, советуют юристы «Правокард». Текст жалобы составляется в произвольной форме. Для достижения максимального эффекта стоит придерживаться общепринятых правил. Стиль написания должен быть официально-деловым. В обязательном порядке указываются правовые моменты: наличие в тексте ссылок на законодательные нормы и правовые акты увеличивает шансы на решение вопроса. По объёму жалоба должна быть ровно такой, чтобы полностью была раскрыта суть проблемы; лишние сведения, не относящиеся к делу, стоит опустить.
Проследите, чтобы в жалобе не было грамматических и пунктуационных ошибок — они сильно портят впечатление и сводят её эффект на нет. Обязательно уточняйте входящий номер вашего письма. Он вам понадобится для переписки и последующих жалоб.
Жалоба должна состоять из нескольких обязательных частей:
-
шапка документа;
-
вступление;
-
основная часть;
-
заключение;
-
список прилагаемых материалов;
-
подпись и дата.
В шапке жалобы необходимо указать наименование организации; если вы знаете, на чьё имя писать — как правило, это руководитель, — то укажите данные этого лица, а также свои данные. Вступление должно содержать обстоятельства, предшествовавшие конфликтной ситуации. Например: «Я, Иванов И.И., в 10:30 утра приобрёл блендер в магазине “Уют”…». Основная часть должна содержать суть жалобы — что именно привело к нарушению ваших прав. В заключении укажите, что конкретно хотите получить в результате рассмотрения обращения.
Что не нужно писать в жалобе
Не подлежат рассмотрению такие обращения:
-
те, текст которых не поддаётся прочтению;
-
те, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
-
жалобы, в которых не указана фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
-
жалобы, в которых для рассмотрения поставленных вопросов требуется наличие заверенных копий документов и (или) личной подписи заявителя.
Куда именно писать?
Если вы недовольны банком:
-
в службу поддержки банка;
-
в местное отделение банка или его руководству;
-
в Центральный банк (интернет-приёмная);
-
в прокуратуру.
Если возникла проблема со страховой компанией:
-
в службу поддержки страховой компании;
-
в местное отделение или руководству страховой компании;
-
в Центральный банк (интернет-приёмная);
-
в прокуратуру.
Если у вас претензии к налоговой инспекции:
-
в вышестоящий налоговый орган (например, субъекта РФ: Москвы, Московской области, Краснодарского края и т. д.);
-
в прокуратуру.
Стоит ли писать Владимиру Путину?
У каждого человека есть право обратиться с жалобой к президенту страны. Юристы «Правокард» напоминают, что обращения читает, естественно, не сам президент, а его помощники. «Результат будет обеспечен в том случае, если жалоб пришло несколько по одному и тому же вопросу и составлены они по существу», — говорят эксперты. Поводами к написанию писем напрямую президенту могут служить различные нарушения законодательства в пенсионной, медицинской, образовательной, жилищно-коммунальной сфере, а также вопросы коррупции.
Каким способом направить жалобу?
Есть три варианта направления жалобы:
-
Вручить лично. В этом случае на втором экземпляре нужно попросить поставить подтверждение того, что обращение получено.
-
Послать по почте заказным письмом, с описью вложения и с уведомлением о вручении.
-
Отправить онлайн по электронной почте. Пункт 1 статьи 71 ГПК РФ говорит о том, что материалы, полученные по электронным каналам связи, также могут быть признаны судом в качестве доказательств по делу о защите прав.
Эксперты напоминают, что вместе с жалобой обязательно нужно отправлять документы, которые подтверждают вашу правоту.
Когда вам ответят?
Если вы отдаёте жалобу лично, то выясните, как и когда сможете получить ответ. Срок ответа напрямую зависит от того, куда вы обращаетесь. При обращении в государственный орган ответ вам должны направить не более чем через 30 дней с момента поступления обращения. Во всех остальных случаях действуют нормы закона «О защите прав потребителей» и ответ должны предоставить в течение 10 дней.
Что делать, если в ответ на жалобу приходит отписка?
В таком случае можно обращаться в прокуратуру. «К заявлению в прокуратуру следует приобщить копии запросов, обращений, на которые не были предоставлены ответы либо были представлены формальные отписки. Прокуратура после проведения проверки обязана подготовить материалы об административном правонарушении и передать их в суд для принятия судебного решения», — отмечают юристы «Правокард».
Но вы можете не делать этого и сразу же после отписки из организации, которая вам не угодила, обращаться с иском в суд. Для этого нужно написать исковое заявление. Иск нужно подавать в суд по юридическому адресу ответчика, если иного не определено договором с «обидевшей» вас организацией.