На расширенном заседании 10 июля 2021 года президент Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством ряд задач. Кабмин совместно с НПП «Атамекен» и профильными госорганами должны оперативно рассмотреть необходимость временного запрета на вывоз кормов, разработать новую систему оплаты труда медицинских работников и Концепцию по управлению государственным и квазигосударственным долгом. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz выделил самые важные поручения главы государства.
Борьба с коронавирусом
— Актуальная задача – минимизация появления крупных очагов инфицирования и недопущение перегрузки системы здравоохранения. Мы должны разработать качественно новую стратегию с кардинальным пересмотром мер противодействия вирусу.
— Принципиально иные подходы в борьбе с коронавирусом касаются не только медицинских аспектов, но и ограничительных мер в отношении бизнеса. Предстоит переформатировать работу мониторинговых групп и активнее использовать цифровые решения, такие как система Ashyq. Сроки проведения вакцинации сотрудников малого и среднего бизнеса должны быть реалистичными, без признаков кампанейщины. Субъекты малого и среднего бизнеса, использующие Ashyq, должны иметь преимущественное право работать в условиях карантинных ограничений.
— Поставка вакцин Pfizer, выделенных компанией для Казахстана, была сорвана. В соответствии с договоренностями «Pfizer» планировал поставить в Казахстан в мае т.г. 2 млн доз. Правительство связывает срыв поставки препарата с рядом требований, которые были выдвинутые «Pfizer». Однако данные условия являются стандартными для всех стран, которые закупают вакцину… Поручаю Правительству, Администрации Президента разобраться в сложившейся ситуации, принять меры в отношении должностных лиц, которые допускают срыв поставки этого необходимого препарата на наш рынок.
— Предстоит привести систему здравоохранения в полную готовность вне зависимости от эпидемиологической ситуации. Оперативно обеспечить организации здравоохранения необходимым оборудованием зачастую не позволяют излишние бюрократические процедуры… Возможно, придется централизовать закупку медицинского оборудования по примеру закупки лекарственных средств «СК-Фармацией». Альтернативой централизации закупки может быть некая форма государственного регулирования. По заключению ВОЗ, данная мера вошла в десятку лучших реформ здравоохранения. Что нам мешает это сделать? Поэтому Правительству предстоит вникнуть в данную проблематику, изучить международный опыт и предложить прозрачный, действенный механизм закупки медицинского оборудования.
— С точки зрения среднесрочных приоритетов очевидна необходимость более тесного партнерства с компаниями из так называемой Big Pharma. Они обладают технологиями, знаниями, опытом и связями. Следует создать все условия для инвестиций, локализации производств и трансфера инновационных технологий. Ведущие европейские компании, в частности, известная компания Roсhe, выражают предметный интерес к подобному сотрудничеству. Прошу Правительство внимательно проработать данный вопрос.
— С начала пандемии мы выплачиваем существенные надбавки медработникам, задействованным в борьбе с вирусом. Это временная норма. Всего на эти цели мы направили более 200 млрд тенге. Следует понимать, что средства государственного бюджета должны расходоваться и на другие приоритеты – пособия, пенсии, государственные услуги и так далее. При этом работа медиков всегда сопряжена с определенной профессиональной опасностью. Поэтому с ростом уровня вакцинации надбавки должны быть постепенно замещены системными мерами поддержки и мотивации, действующими вне зависимости от эпидемиологической ситуации. Минздравом предложены варианты поддержки медиков, работающих в особых и вредных условиях труда. В частности, обсуждаются доплаты и надбавки для отдельных категорий работников за психоэмоциональные и физические нагрузки. Вкупе с постепенным повышением зарплат данные мероприятия могли бы стать базой для новой системы оплаты труда медицинских работников. Правительству поручается в двухмесячный срок выработать единое решение.
Сдерживание инфляции
— Помимо производственных издержек, ключевыми факторами ценообразования являются сезонность и непрозрачные посреднические схемы. Сезонность поставок, как следует из самого слова или термина, абсолютно ожидаема, предсказуема, а значит и управляема. Решение данного вопроса лежит в создании современной и доступной инфраструктуры хранения продукции до следующего сезона. Поручения по строительству и модернизации овощехранилищ давались не раз. Эти вопросы рассматривались и на заседаниях Правительства. К сожалению, ситуация в лучшую сторону не меняется… Следует системно решить эту проблему. Правительству поручается совместно с акимами разработать План строительства и модернизации овощехранилищ. Направьте часть денег из наших многочисленных программ поддержки именно на эти цели.
— Действующие инструменты сдерживания цен на социально значимые продовольственные товары малоэффективны. Из местных бюджетов торговым сетям выделены более 30 млрд практически бесплатных займов в обмен на реализацию продтоваров по низким ценам. В текущей ситуации это неплохое решение. Однако влияние данной меры на рынок находится в пределах 1-4%. То же самое касается и региональных стабилизационных фондов. Доля продукции стабфондов на рынке составляет не более 4%. Недостаточно задействован инструмент форвардных закупок с хранением продукции у самих фермеров. Поэтому Правительству поручается совместно с НПП «Атамекен» провести оценку эффективности действующих инструментов и предложить пакет новых, более эффективных мер.
— Справедливое торговое посредничество – неотъемлемая и необходимая часть рыночной экономики. Повторяю, справедливое посредничество. Но когда посредники «ломают» рынок под себя, получают сверхприбыли за счет производителей и потребителей – это недопустимо. Зачастую существуют весьма устойчивые схемы, с которыми местные власти, судя по всему, не могут разобраться. Правительству совместно с Агентством по защите конкуренции и акимами следует создать комиссии по расследованию подобных посреднических схем в регионах.
— Необходимы оперативные меры по решению проблемы роста цен на стройматериалы, такие как отраслевое прогнозирование, долгосрочные прямые контракты между производителями и застройщиками и прочие. Думаю, вы все понимаете опасность неконтролируемого роста цен не только на продовольственные товары, но и на строительные материалы. Это же повлечет за собой очень серьезные последствия с точки зрения обеспечения стабильности нашего общества. Поэтому прошу Правительство оперативно рассмотреть все эти вопросы.
— В целом, поручаю Правительству совместно с Национальным банком и другими государственными органами принять и реализовать Комплекс мер антиинфляционного реагирования.
Сельское хозяйство
— Поручаю Правительству совместно с НПП «Атамекен» оперативно рассмотреть необходимость временного запрета на вывоз кормов. Для поддержки наиболее пострадавших фермеров Правительству, акимам и институтам развития предстоит обеспечить реструктуризацию кредитов и выделение дополнительных субсидий на корма. Акиматам совместно с СПК и Минсельхозом следует в ускоренном порядке обеспечить льготное финансирование фермеров для форвардной закупки кормов в благополучных регионах. Данная проблема будет повторяться. Поэтому, помимо оперативных мер, нужны системные мероприятия по повышению кормообеспеченности отрасли. Следует усовершенствовать субсидирование кормоуборочного оборудования, увеличить объемы форвардной закупки фуража и компонентов для комбикормов. Правительство и институты развития должны принять меры по совершенствованию и повышению доступности страхования от засушливости при кормопроизводстве.
Поддержка стабильного роста экономики
— Акимы не раз докладывали о достижении установленных показателей по местному содержанию. Однако проверка достоверности этих данных, проведенная по моему поручению, показала гораздо менее радужную картину. Во-первых, выявлен низкий уровень местного содержания в закупках государственных органов… Во-вторых, акиматы регионов продолжают предоставлять завышенные данные. Мое поручение по обеспечению местного содержания не выполняется. В рамках борьбы с кризисом расходуются деньги бюджета и Национального фонда. Это необходимое решение. Подчеркиваю, необходимое решение. Но одно из ключевых условий – перераспределение этих средств внутри национальной экономики. Пока это достигается далеко не в полной мере. В рамках Дорожной карты занятости доля местного содержания составила 71,7% при заявленных акиматами 92,6%. Поручаю Правительству до 1 августа разобраться в ситуации и наказать ответственных лиц.
Вопрос бюджетной эффективности
— Следует повысить качество управления внешним и внутренним долгом страны. Это вопрос долгосрочной стабильности государственного бюджета и наших бюджетных возможностей в будущем. В предстоящие 25 лет ожидается почти шестикратный рост расходов на выполнение принятых и планируемых обязательств государства. К 2025 году прогнозируется повышение доли внешнего долга в структуре правительственного долга с 21% до 49%. При этом большая часть внешних займов номинирована в иностранной валюте. Квазигосударственный сектор также имеет значительную долговую нагрузку. В то же время единого документа по подходам к управлению государственным долгом у нас нет. Словом, есть над чем задуматься. Правительству предстоит разработать Концепцию по управлению государственным и квазигосударственным долгом.
— В среднесрочной перспективе требуются источники несырьевых доходов. На сегодня экспортные таможенные пошлины установлены только на нефть и нефтепродукты. Ценовая конъюнктура на ряд других сырьевых и промежуточных товаров улучшилась. Правительству поручается проанализировать возможность расширения перечня товаров, к которым могут применяться экспортные таможенные пошлины. Это могло бы стимулировать поставки на внутренний рынок, то есть помочь решить вопрос цен на строительные материалы, а также вопрос загрузки перерабатывающей промышленности доступным сырьем. Подготовьте предложения и расчеты, затем будет принято взвешенное решение.
— Нам необходимо сформировать максимально удобную, «бесшовную» среду для транзита. В то же время имеются факты остановки транзитных поездов для досмотра на неадекватно длительный срок. Простой достигает 10 суток. Строгий таможенный контроль, безусловно, нужен, но следует использовать более эффективные и современные формы. Поручаю Правительству рассмотреть вопрос формирования так называемого «зеленого коридора» для транзитных грузов. Для наращивания физической пропускной способности предстоит расшить конкретные «узкие» места, «бутылочные горлышки».
— Требуется повышение пропускной способности и электрификация железнодорожного участка Достык-Мойынты. Для развития Южного коридора Трансазиатской железной магистрали предстоит построить новую линию Дарбаза-Мактаарал между Казахстаном и Узбекистаном. Это важнейший интеграционный проект. Данные инициативы обсуждаются на протяжении нескольких лет. Решение нужно принимать сейчас, если мы хотим оставаться конкурентоспособными на региональном уровне. Правительству и Фонду «Самрук-Казына» следует приступить к реализации данных проектов.
— Сегодня увеличиваются жалобы бизнеса на необходимость пересмотра утилизационного сбора на автомобили, в первую очередь, на седельные тягачи. Утилизационный сбор за один тягач в среднем составляет 1,6 млн тенге. Для грузоперевозчиков утилизационный сбор представляет существенную нагрузку, которая негативно влияет на обновление автопарка. В Казахстане на международных перевозках грузов задействовано 7,6 тыс. седельных тягачей. В России на международных перевозках – 34 тыс., в Беларуси – 15 тыс., в Узбекистане – 8 тыс. Отечественные предприятия теряют позиции на рынке. Мы проигрываем борьбу своим соседям. С 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок сократилась более чем в полтора раза. Поэтому Правительству следует подготовить предложения по совершенствованию государственной политики в данной сфере, в том числе по вопросам утилизационного сбора.
Развитие энергетического комплекса
— По мере развития промышленности и роста населения, потребление энергии будет расти. Особенно это касается восьмимиллионного юга страны. В этой связи скорейший ввод маневренных мощностей в Южном регионе является насущной необходимостью. В период с 2022 по 2025 годы необходимо реализовать четыре проекта по строительству парогазовых установок общей мощностью не менее 1500 мегаватт в Шымкенте, Кызылорде, Талдыкоргане, а также в Туркестанской области. Поручаю Правительству и Фонду «Самрук-Казына» в кратчайшие сроки определить их стоимость, источники финансирования и приступить к реализации данных проектов.
— Я давал поручение Правительству совместно с Фондом «Самрук-Казына» окончательно определиться со стоимостью и техническим решением модернизации и перевода на газ ТЭЦ-2. Правительством и Фондом предлагается строительство новой парогазовой установки взамен ранее предлагавшейся модернизации угольной электростанции. Срок исполнения проекта до 2026 года. В принципе поддерживаю данное предложение и поручаю приступить к реализации проекта. Первый этап должен быть завершен в 2023 году.
— Для полной обеспеченности горюче-смазочными материалами в 2018 году завершена модернизация трех нефтеперерабатывающих заводов. Здесь у нас большая проблема. Потрачено более 2 трлн тенге. В качестве одного из результатов ожидалось, что сроки ежегодного ремонта сократятся с 45 до 20 дней, а полная остановка завода будет осуществляться раз в три года. Но количество ремонтов, сроки проведения и количество аварийных остановок не снизились. Как следствие возникает дефицит и резкий рост цен на горюче-смазочные материалы. С начала года цены на топливо выросли уже на 13%. В южных регионах вынуждены отпускать ГСМ по талонам. При этом все три НПЗ частично или полностью государственные. Министерство энергетики и Фонд «Самрук-Казына», в частности «Казмунайгаз», должны были жестко контролировать ситуацию. Поэтому вам поручается решить вопрос увеличения межремонтных интервалов НПЗ и создания демпферов для снижения колебания цен. Правительству поручается совместно с «Самрук-Казына» принять меры по наказанию виновных в ситуации с неплановой остановкой Атырауского НПЗ.
— В работе казахстанских НПЗ очень много «серых схем», связанных с отмыванием средств. Агентство финансового мониторинга, Счетный комитет должны приступить к работе и доложить о ее результатах в первой декаде сентября.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.