Востребованность в дистанционном банковском обслуживании клиентов не появилась неожиданно только с введением чрезвычайного положения и карантина. И задолго до пандемии коронавируса онлайн банкинг имел высокий потенциал развития, считает эксперт в области Fintech и цифровой трансформации Амырхан Чиканаев. В разговоре с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz он рассказал какие перспективы ожидают сектор банковских онлайн услуг в посткризисный период и почему карантин сыграл лишь роль катализатора, сделав эти вопросы более актуальными.
По утверждению собеседника, в Казахстане всегда существовали идеальные условия для развития онлайн услуг. Этому способствовало несколько факторов.
Во-первых, территориальная удалённость городов и низкая плотность населения. «Как следствие низкая средняя загруженность и длинные сроки окупаемости offline каналов делают их экономически не привлекательными в сравнении с онлайн каналами», — уточняет Амырхан Чиканаев.
Во-вторых, молодое население. Здесь эксперт обратил внимание на средний возраст казахстанцев — 29-31 год. Соответственно это увеличивает шанс новых технологий и дистанционного обслуживания к более быстрой адаптации.
В-третьих, хорошее территориальное покрытие мобильным интернетом и большое количество смартфонов. «В среднем в Казахстане на 100 человек приходится около 150 абонентов. Другими словами, почти каждого можно подключить к мобильному банку и обслуживать дистанционно», — замечает собеседник.
В-четвертых, в Казахстане наблюдается один из самых высоких индексов адаптации финансовых технологий в мире. Согласно отчёту Ernst & Young Россия, Китай и Индия входят в топ-3 по Fintech Adoption Index (82-87%). В то время как список замыкают страны со средним возрастом населения старше 40 лет, высоким уровнем проникновения банковских услуг, устоявшимся банковским сектором, такие как Франция, Бельгия, Япония.
Эксперт убежден, что развитие банковских онлайн-услуг в Казахстане и в дальнейшем будет иметь большие перспективы, ведь «наша страна пока еще в самом начале этого пути».
«Не все этого осознают, но карантин форсировал цифровую революцию в банковском секторе. Создана идеальная среда, когда низы не хотят, а верхи уже не могут. Население давно готово и хочет онлайн услуг, а банки и регулятор, учитывая риск повторения карантина, больше не могут работать в прежнем формате и вынужденно форсируют развитие удаленных каналов обслуживания», — говорит Амырхан Чиканаев.
Кроме того, откроется окно возможностей для новых игроков и underdogs, которые будут двигать революцию в формате «100% digital» еще дальше. Развитие онлайн каналов обслуживания может так же нивелировать конкурентное преимущество банков с широкой филиальной сетью, а значит появится шанс у небольших банков и банков готовых инвестировать в технологии.
«При правильной бизнес-модели и технологичном подходе и те, и другие могут значительно расширить свое место под солнцем», — резюмирует эксперт в области Fintech и цифровой трансформации. Он уверен, что в перспективе трех лет до 95% всех банковских депозитов будут открываться в онлайн-режиме.