Во второй половине октября законодатели могут внести в Госдуму пакет поправок, которые усилят регулирование рынка взыскания. Новые нормы ужесточат требования к информированию должников о передаче долга третьим лицам, упростят процедуру отказа клиента от общения с взыскателями, повысят ответственность за несоблюдение правил использования конфиденциальных сведений граждан. Действие поправок затронет не только деятельность коллекторских компаний, но и работу банков и МФО, которые самостоятельно занимаются взысканием долгов по кредитам и займам на карту.
Согласно новым требованиям, организации смогут взаимодействовать с должниками только если располагают необходимым оборудованием и программным обеспечением для фиксации контактов. Записи личных встреч, телефонных звонков и всех типов сообщений коллекторы должны хранить в своих архивах 2 года. Поправки также вводят термин «автоматизированный интеллектуальный агент (робот-коллектор)», устанавливая ответственность взыскателей за действия компьютерных систем оповещения клиентов.
Также меняется порядок подачи жалоб, касающихся действий коллекторов, в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Регулятор обязательно должен идентифицировать заявителя (через систему ЕСИА или лично), а затем направить взыскателю запрос на разъяснение ситуации. Если между компанией и должником возникают разногласия, приставы вправе запрашивать дополнительные данные в других ведомствах. Например, если не сходятся сведения по количеству звонков и сообщений заемщику, ФССП может обратиться к телефонному оператору, чтобы узнать точное количество контактов.
Поправки упрощают механизм отказа от взаимодействия с взыскателями. Отозвать согласие на общение с компанией человек может, не только отправив заказное письмо или обратившись к нотариусу, но и через личную электронную почту, адрес которой указан в договоре кредита или займа. Получив подобное сообщение, коллектор должен на следующий день прекратить любые контакты с должником.
Взыскателям также запрещают передавать сведения о долге третьим лицам без разрешения должника. Свое согласие клиент может дать при оформлении договора с правом в любой момент отозвать его через нотариуса, электронную почту или заказное письмо. При этом коллекторам нельзя разглашать информацию о долге по месту работы или учебы должника.
Не менее важной является норма, которая вводит досудебную процедуру взыскания долга. Перед тем подать иск на должника, коллектор обязан уведомить клиента о необходимости вернуть задолженность. Если человек отказывается погашать долг или на протяжении 30 дней не отвечает взыскателю, последний вправе обратиться в суд.
Отдельное положение касается доступа взыскателей к порталу Госуслуг. Коллекторы смогут использовать ЕСИА для идентификации должников, информирования их о факте передачи долга третьим лицам, связи с клиентом при досудебном взыскании задолженности. Но данная норма может вступить в силу только в сентябре 2021 года, тогда как остальные положения – в марте 2021 года.
Пока проект поправок не внесен в Госдуму, участники рынка взыскания и кредитования могут предложить свои изменения.