«Рынок государственных закупок характеризуется высокой степенью концентрации крупных поставщиков. Объем контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от общего объема контрактов составил почти 75%», — говорится в отчете СП РФ.
Видео дня
Конкуренция за госзаказы более или менее присутствует при относительно недорогих закупках — стоимостью до 10 млн рублей, отмечают аудиторы. Но чем дороже госзаказ, тем меньше реальных претендентов. При этом в закупках до 10 млн рублей экономия госсредств за счет конкуренции среди исполнителей достигает 14%, тогда как в закупках свыше 100 млн рублей экономия в три – четыре раза меньше и нередко составляет всего 1,98%.
«Средняя экономия по итогам осуществления госзакупок в 2020 году составила 6,2%», — говорится в отчете СП.
Всего в 2020 году было заключено 81,5 тыс. контрактов более чем на 1,5 трлн рублей, подсчитал аудитор СП Алексей Каульбарс.
Чужих и мелких не подпускать
Еще одно нарушение закона о госзакупках — невыполнение норматива доступа к госторгам малого и среднего бизнеса. Закон предписывает 15% закупок отдавать МСП. Но ни один федеральный орган исполнительной власти даже не ведет подсчет этого норматива, говорится в докладе СП. То есть, игнорируется указ президента (N 618) о недискриминационном доступе поставщиков к закупкам товаров, работ, услуг с целью обеспечения эффективности госзакупок. Действующий закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2013 году. С тех пор неоднократно дополнялся. На это, кстати, обратили внимание аудиторы СП.
«Особенностью действующего законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок является его нестабильность», — говорится в отчете СП.
Каждые две недели правительством подписывались подзаконные акты, меняющие закон, всего их было принято более 300. За семь лет было внесено 77 изменений и в сам закон.
«Постановление, регулирующее требования к участникам закупок менялось и дополнялось 17 раз, постановление, регулирующее порядок ведения реестра контрактов было переписано 16 раз. Очередной пакет изменений в закон был принят в июле этого года и отдельные положения дополненного закона вступят в силу с 2022 года.
По принципу кумовства
Усовершенствовать закон о госзакупках можно. Но это будут технические исправления, уверен юрист ФБК Legal Ермоленко.
Но решение таких проблем будет сродни лечению симптомов, а не самой болезни, отмечает эксперт. В итоге местами, в отдельных сферах экономики, у некоторых министерств и ведомств конкуренция при реализации госзакупок будет повышаться, но «в целом тенденция останется неизменной».
«Один из последних закупочных скандалов — случай в госучреждении «Саратовский аптечный склад». В апреле 2020 года учреждение разместило извещение о закупке медицинских товаров на сумму более 43 млн рублей у единственного поставщика. Цена за одну защитную маску в итоге составила 425 рублей. Проблема неэффективности госзакупок и низкого уровня конкуренции заключается в нарастающем огосударствлении российской экономики, отмечает партнер юридической фирмы ФБК Legal Сергей Ермоленко. С каждым годом компаний с госучастием становится все больше и поэтому растет объем госзаказов с единственным подрядчиком (исполнителем).
«Чиновник в меньшей степени заинтересован в том, чтобы сэкономить на закупках, как это сделал бы руководитель частной компании. А зарегулированность и сложность системы госзакупок еще сильнее этот интерес подавляет», — считает Ермоленко.
«Изначально он был иным, а теперь проблема в многочисленных изъятиях из него, и разного рода дополнениях в него. Многим ведомствам и по многим основаниям разрешили закупать товары и услуги у единого поставщика, не проводить конкурсы и делать тому подобные вещи, отдаляющие от реальной конкуренции», — считает Надоршин.
«Что касается распределения госзаказов между «своими» компаниями, то эта проблема давняя. Иногда это вполне оправданное стремление нанять проверенного поставщика, который не сорвет исполнение контракта. А иногда это банальная алчность заказчика, допускающего к госкормушке своего кума или свата», — говорит Ермоленко из ФБК.
Противопоставить этому следовало бы качественную правоохранительную систему. Но правоохранители пока что акцентируют свое внимание не на заказчиках, а на поставщиках, представляющих бизнес-сообщество, добавляет юрист Ермоленко.
Малый и средний бизнес и сам нередко отказывается от участия в госконтрактах, потому что заказчик диктует те условия, под которые могут подойти только ограниченное количество поставщиков, считает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников.
«Нередко в государственном контракте прописывают, что услуги будут оплачены только в том случае, если в бюджете будут деньги. Денег может совсем не быть или они дойдут не до всех. В связи с этим многие представители МСП не видят смысла участвовать в госзакупках», — говорит Гусятников.