Фото: Александр Рюмин/ТАССАлександр Рюмин/ТАСС
«Однако построенные объекты не помогли существенно повысить уровень газификации и водоснабжения сельских домохозяйств. Одна из причин — отсутствие их фактического подключения», — сообщают аудиторы СП (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
Из 52 проверенных регионов в 16 были проблемы с подключением — от магистральных сетей к домам. В некоторых из проблемных регионов не уложились в сроки. В других «низкий процент, например, газификации сельских домохозяйств обусловлен высокой стоимостью технологического присоединения». То есть, газовую трубу через деревню проложили, но подключиться желающих не нашлось. Как отметили аудиторы, стоимость подключения газа в некоторых регионах была «сопоставима с размером средней зарплаты в сельской местности, а в ряде регионов превышала ее более чем в два раза».
«Строительство сетей водопровода за счет средств федерального бюджета фактически реализовано в виде строительства водозаборных колонок, размещенных около проезжей части улиц», — говорится в отчете СП.
Лучше жить стали за счет мертвых душ
При более подробном рассмотрении рост обеспеченности населения питьевой водой оказался достигнут «за счет естественной убыли или миграции населения».
«Однако при расчете показателей демографические факторы Минсельхозом не учитывались», — говорится в отчете СП.
Это прямой намек на «мертвые души», за счет которых регионы приукрасили статистику, отправляя ее в федеральный центр. Из 52 регионов 17 предоставили недостоверные данные о вводе в эксплуатацию инженерной инфраструктуры, отметили аудиторы, указав на риски нерезультативного использования средств федерального бюджета.
По крайней мере, в Ингушетии и Удмуртии были выявлены случаи, когда местные жители закапывали в землю свою трубу, параллельно с официальной, тайно подключали ее к газораспределению, а затем протягивали в свои дома гибкие полиэтиленовые шланги. Так «голубое топливо» и попадало в дом — без всяких разрешений и доплат.
Ипотека льготная, но нереальная
Есть проблемы и с улучшением жилищных условий. В 2018-2019 годах господдержка была оказана 15,5 тысячам семей, проживающих в сельской местности. Они получили субсидии и построили новые дома или добавили метража тем, которые есть. Однако в 2020 году Минсельхоз изменил подход к предоставлению субсидий. В результате часть селян, стоявших в льготной очереди более десятка лет (с 2009 года), утратила право на улучшение жилищных условий с господдержкой.
«По данным 58 регионов, это коснулось более 40% сельских жителей, включенных в списки на улучшение жилищных условий», — подсчитали аудиторы.
В результате объем средств сельского жителя, например, Удмуртии после осуществления ежемесячного платежа, составит почти 14 тысяч рублей, что выше прожиточного минимума на 3,3 тысячи рублей. То есть, те жители Удмуртии, кто рискнул взять ипотеку даже под действительно привлекательные 3% годовых, автоматически становятся нищими. Прожить на 14 тысяч рублей даже имея сад и огород, нереально.
«Ведение натурального хозяйства не дает возможности выплачивать ипотеку, даже льготную. Натуральное хозяйство не покрывает потребности в продуктах. Детское питание, сахар, соль, крупы, макаронные изделия, колбасы и сыры, все это покупается, это невозможно вырастить. Плюс расходы на мобильную связь, детский сад, бензин «, — говорит руководитель программы
РУДН «Экономическая безопасность» Мария Глинская.
Она считает, что сначала государству нужно обеспечить жителей сельских территорий достойной работой, а уже потом выделять миллиарды на льготное жилье. При этом подключать воду и газ можно было бы за символическую плату. Слабое место государственных программ, составленных в федеральном центре, их оторванность от российских реалий, считают эксперты.
«Деньги выделяются, и немалые, но непонятно подо что: цели или завышены, или занижены или просто носят формальный характер», — говорит аналитик по вопросам реализации госпрограмм Судебно-экспертной палаты РФ Оксана Волошина.
Для того, чтобы госпрограммы были результативными их необходимо обсуждать публично, напрямую с учетом интересов самих сельских жителей.
«Мы знаем о госпрограммах, когда дело касается развития городских территорий. Однако для села такой диалог до сих пор толком не налажен», — заключает член экспертного совета по эффективности управления и производительности труда при комитете
Госдумы Николай Калмыков.