Фото: Bloomberg / Contributor / Getty Images Bloomberg / Contributor / Getty Images
Нефтепровод из Полоцка в портовый латвийский город Вентспилс был построен в 1969 году. Он являлся одним из элементов разветвленной сети «Дружба», предназначенной для перекачки нефти из CCCР в социалистические страны Восточной Европы. После распада Союза россияне, латыши, литовцы и белорусы «распилили» между собой «Дружбу» на отдельные участки.
Видео дня
Правительства Латвии и России в начале 1990-х создали совместную компанию LatRosTrans, взявшую на себя транспортировку сырья с нефтеперерабатывающего завода в Новополоцке (ОАО «Нафтан») в Вентспилс, где нефть загружалась на суда и отправлялась покупателям. С белорусской стороны в процессе участвовало Новополоцкое республиканское предприятие по транспорту нефти «Дружба» (с декабря 2010-го — ОАО «Полоцктранснефть Дружба»).
18 июня 1992 года в Новополоцке был составлен акт, согласно которому используемая в трубопроводе технологическая нефть, необходимая для его заполнения в целях поддержания рабочего состояния инфраструктуры, остается в собственности белорусского предприятия. Именно этот договор и лег потом в основу судебного разбирательства о пропавшей в Латвии нефти.
Трубы пересохли
Долгих семь лет заброшенный нефтепровод никого не интересовал. Но в 2010 году российско-латвийская компания LatRosTrans, к тому моменту перешедшая под управление латвийского акционера, внезапно объявила, что решила слить технологическую нефть из старых труб. Решение объяснили заботой об экологии — много лет нефть не прокачивается, находится под давлением в трубе, которая не обследуется и не диагностируется, риск аварийной ситуации высок.
Однако представителей Белоруссии волновала вовсе не экология, а соблюдение договора об эксплуатации нефтепровода от 1992 года и судьба технической нефти. И внезапно выяснилось, что LatRosTrans приватизировала это сырье вместе с самим трубопроводом еще в начале 1990-х, а договор для них юридической силы не имеет. Эту позицию поддержало государство.
Согласно официальной позиции Риги, документ от 1992 года, закрепляющий права белорусской компании на техническую нефть, являлся «внутренним документом ликвидированного советского предприятия, а не межправительственным соглашением».
Свою позицию в Латвии обосновали тем, что Новополоцкого республиканского предприятия по транспорту нефти «Дружба», с которым документ был подписан, уже давно не существует как юридического лица. В 2010 году компания прошла реорганизацию и стала называться ОАО «Полоцктранснефть Дружба». Белорусы мириться с этим не стали и 7 декабря 2010 года подали иск в латвийский суд. В целях обеспечения этого иска на спорную нефть был наложен арест.
Ложная уступка
Присяжный адвокат Эгилс Радзиньш, представлявший интересы белорусской стороны, считает, что LatRosTrans так и не смогла внятно ответить на вопрос, на каком основании она поставила нефть на свой баланс.
«Странно, что латвийское государство, видя отсутствие у LatRosTrans документов, подтверждающих право собственности на нефть, никоим образом не старается вмешаться в данный процесс», — подчеркнул юрист.
Белоруссию такой исход дела категорически не устраивал. В суд апелляционной инстанции ее представители обратились уже с требованием о взыскании компенсации. Более того, «Белнефтехим» предложил варианты совместного сотрудничества, например, использовать законсервированный нефтепровод Полоцк — Вентспилс в реверсном режиме для поставок на белорусские НПЗ нефти из Венесуэлы. В качестве одного из вариантов сотрудничества концерн предлагал вхождение «Полоцктранснефть Дружба» в состав участников LatRosTrans путем внесения в ее основной капитал спорной нефти в качестве вклада.
Однако LatRosTrans предложения белорусской стороны проигнорировала. В 2018 году затянувшийся судебный процесс дошел до уровня международного скандала. Состоялся обмен официальными нотами между дипломатическими ведомствами Риги и Минска. После этого латвийская сторона вроде бы пошла на уступки: Латгальский окружной суд постановил взыскать с LatRosTrans в пользу AО «Полоцктранснефть Дружба» 66 744 966 евро — такая выплата разорила бы компанию.
Но вскоре стало понятно, что уступки были сделаны лишь для снижения накала в международных отношениях. Как только скандал утих, Верховный суд Латвии постановил отменить решение Латгальского суда и передал дело на повторное рассмотрение. В июле 2020 года высшая инстанция пришла к выводу, что представленные белорусами документы за 1992 год «несовместимы с правовой природой международного договора, так как не были подписаны должным образом уполномоченными государственными должностными лицами и не были зарегистрированы в соответствующих международных учреждениях, а также не были обнародованы».
Похоже, это был последний шанс Минска получить деньги. Хотя еще год назад ситуация могла бы обернуться иначе.
Соседская свара
Годом раньше похожий судебный процесс, предметом которого также стала нефть, завершился и в Литве. Прокачку нефти по трубопроводу Полоцк — Мажейкяй Россия прекратила вскоре после остановки трубопровода в Вентспилсе — в 2006-м. Долгие годы российские компании пытались приобрести нефтеперерабатывающий завод, находящийся в литовском Мажейкяе. Но руководство страны по политическим причинам не желало отдавать стратегическое предприятие.
Но в трубах, как в Латвии, осталась техническая нефть. И все по тому же договору об эксплуатации системы «Дружба» от 1992 года она принадлежала белорусской «Полоцктранснефть Дружба». И, естественно, как и в Латвии, в 2015 году нефть из труб выкачали в целях защиты окружающей среды и увезли в неизвестном направлении, а белорусская компания вступила в судебный спор с Orlen Lietuva.
По его словам, судебная тяжба препятствует реализации проекта по транзиту нефти в Белоруссию через законсервированный трубопровод, который важен для всего региона. Дело в том, что тогда в публичном пространстве появлялась информация о том, что польские компании Orlen и Lotos собираются совместно приобрести пакет акций белорусского нефтеперерабатывающего завода в Мозыре.
Однако, если бы белорусам и пришла в голову идея попытаться использовать в своих целях законсервированный нефтепровод Полоцк — Рига, крест на подобном варианте поставил латвийский суд, отказавший белорусскому предприятию в законной, как полагают в Минске и Полоцке, компенсации. А в недалеком будущем может опустеть и вторая нитка трубопровода — Россия рассматривает вариант вывода из Вентспилса транзита дизельного топлива.