Стагнация на рынке потребления заставляет ретейл подстраиваться под желания и возможности россиян с низкими доходами. В рознице набирает позиции так называемый «жёсткий дискаунтер» или «трэш»-сегмент: супермаркеты с небольшими площадями и ограниченным ассортиментом, который на 20% дешевле, чем у конкурентов, выяснил NEWS.ru.
Даниил Сомов (управляющий партнёр компании RETAILER):
Отсутствие роста доходов покупателей мы наблюдаем уже 5 лет подряд. Ограничения поставок из Китая — недавно родившийся фактор. Общее между ними то, что они все влияют на развитие розничной торговли негативно. А есть ли такие факторы, которые влияют на рынок позитивно? Пожалуй, нет. В 2020 году сохранится чувствительность покупателя к цене, отсутствие роста продаж в традиционных форматах, сокращение среднего чека у большинства игроков. Но кроме экономических моментов, в мире и в России происходит эволюция розничной торговли. Увеличивать долю рынка будут те ретейлеры, которые смогут определить и найти своего покупателя.
Аналогичного мнения придерживается руководитель проектов компании «НЭО Центр» Ксения Безшлях. Она полагает, что сегодня сегмент «жёстких» дискаунтеров имеет достаточно перспектив.
Ксения Безшлях (руководитель проектов компании «НЭО Центр»):
Формула успеха подобных магазинов работает в условиях снижения доходов населения — «жёсткие» дискаунтеры рассчитывают именно на аудиторию, которая не может позволить себе совершать покупки в прочих магазинах, где цена на базовые продукты больше почти вдвое. Пока такая категория потребителей существует, а сейчас нет причин прогнозировать обратное, данный формат торговли будет прогрессировать.
Формат будет актуален в РФ, ведь количество людей, живущих в бедности или за её чертой не уменьшается, объясняет Ярмак. Эксперт видит уровень бедности в стране одной из причин изменения специфики работы крупных классических супермаркетов. Вторым следствием станет развитие магазинов «у дома», подчёркивает собеседник.
Андрей Ярмак (экономист инвестиционного департамента продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН):
Восстановление рынка возможно лишь за счёт его оздоровления, то есть если с него уйдут де-факто банкроты, которые оттягивают на себя потребителей и тянут весь ретейл вниз. Это, собственно, сейчас и происходит.
Ярмак рассказал и о серьёзной угрозе для аграриев. Однако он предположил, что в сложившейся ситуации мелкие производители, если это семейное хозяйство, пострадают меньше, чем некоторые крупные.
Самая сложная ситуация у тепличных комбинатов, которым, с одной стороны, урезали государственные субсидии, а с другой, — их подпирает импорт из Турции, Узбекистана и низкий платёжеспособный спрос. Здесь возможны банкротства, если изначально не было упора на эффективность производства и разумность инвестиций. В целом жизнь усложнится для тех, кто изначально не старался выпускать продукцию высокого качества без «космических» затрат на неё, — сообщил эксперт.
По словам аналитиков фуд-рынка, фактором, который может повлиять на смену парадигмы, является своевременная корректировка стратегии традиционных ретейлеров: удержание «своего» покупателя, расширение линейки специфических товаров и т.д. Маркетологи в скором времени начнут вести агрессивную политику, чтобы не дать «жёстким» дискаунтерам укреплять свои позиции, поделилась мнением Безшлях.
Читайте также