Большинство россиян недовольны текущим местом работы, но не спешат искать нового работодателя
Почти 60 % жителей России недовольны своим местом работы – такие данные получили сотрудники Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в результате опроса. За последние 12 месяцев индекс лояльности граждан к работодателям упал на 5 пунктов, составив в 2020 году 32 балла. Главными причинами снижения стали падение уровня доходов населения, рост конкуренции на рынке труда и экономическая нестабильность в стране вследствие пандемии коронавируса.
Индекс лояльности к работодателю еNPS (Employee Net Promoter Score) эксперты НАФИ ежегодно рассчитывают на основе ответов, полученных от сотрудников российских компаний. Показатель отражает готовность людей рекомендовать место своей работы другим людям. Респондентов исследования делят на три категории: «промоутеры», положительно оценивающие своего нанимателя, «нейтралы», дающие среднюю оценку своей организации, и «критики» — те, кто негативно отзывается о работодателе. Итоговое значение индекса рассчитывают как разницу между количеством «промоутеров» и «критиков», а диапазон показателя составляет от -100 до 100 баллов.
С 2016 года индекс еNPS в России показывал растущую динамику, но с 2019 года по 2020 год его значение упало с 37 до 32 баллов. На долю «критиков» в прошлом году пришлось 56 %, на «нейтралов» – 20 %, а на «промоутеров» – всего 24 %. В большинстве случаев людей, недовольных текущим положением дел, не устраивал размер зарплаты, слишком специфичные обязанности и отсутствие стабильности. Многие работники не лояльны к своей компании: они просто выполняют работу, получают за нее оплату и больше никак не взаимодействуют с работодателем.
При этом в 71 % случаев россияне не готовы искать нового нанимателя и увольняться со старого места. Интересно, что среди таких сотрудников больше всего «критиков» — 55 %.
Лояльность наших сограждан к работодателям подкосила пандемия. Люди оказались в ситуации, когда их доходы резко упали из-за вынужденного отпуска или перехода на удаленку, при этом шансы найти лучшее место работы кажутся не такими высокими. Многим работникам платят зарплату «в конверте», лишая возможности пользоваться государственными льготами или оформить кредитные каникулы по микрозайму на карту.
Недовольство россиян растет также из-за интенсификации труда. Работодатели повышают требования к сотрудникам и увеличивают нормы выработки, нагружая персонал сложными задачами. В таких условиях люди больше устают, что снижает их лояльность к компании.
Представители бизнеса также остаются в незавидных условиях: чтобы удержаться на рынке под гнетом налогов и жесткой конкуренции, компаниям приходится урезать расходы. Компании вынуждены сокращать персонал, переводить сотрудников на неофициальную занятость и снижать оклады.
В период самоизоляции россияне начали осваивать новые профессии и обучаться онлайн-специальностям. В стремлении зарабатывать больше, жители РФ ищут удаленную работу программистами, копирайтерами, тестировщиками, коучами, преподавателями. Новые навыки стали для большинства граждан дополнительным источником доходов, но некоторые из наших соотечественников даже смогли поменять сферу деятельности.