Среди предложений Минпромторга есть обязательная для правительства минимальная квота по закупкам российских товаров и услуг. Также заказчика обязуют создавать условия для участия в конкурсе производителей и поставщиков из РФ. Для этого ему будет необходимо продлевать срок подачи заявок до тех пор, пока не поступит обращение от российского поставщика, а в случае его отсутствия конкурс должны признать несостоявшимся.
Кроме того, заказчики получат возможность устанавливать характеристики закупаемых товаров и услуг на основе соответствующих качеств российских аналогов. Нынешние правила госзакупок ставят отечественных производителей в неравные условия по сравнению с иностранными конкурентами и «негативным образом отражаются» на них.
Борисов предложил главе государства законодательно обязать государственных заказчиков как на федеральном, так и на региональном уровнях приобретать у российских поставщиков не менее 50% объёма продукции, в том числе закупаемой в рамках выполнения различных работ.
Действующие нормы, устанавливающие запреты и ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров, легко обходятся заказчиками путём «заточки» документации под зарубежного производителя, поскольку в стране отсутствует сравнительный анализ качества российской и зарубежной продукции, говорится в письме экономического комитета Совета Федерации на имя Борисова (есть в распоряжении NEWS.ru). Кроме того, руководитель субъекта РФ не несёт ответственность за достижение указанного показателя.
Алексей Ульянов, директор Института повышения конкурентоспособности:
Госзакупки во многих странах являются инструментом поддержки отечественных производителей. К примеру, Интернет был изобретён благодаря государственным закупкам. Но у нас Минфин и ФАС изначально поставили «аукционный крен». И оказалось так много подводных камней, которые ударили по нашей науке и по многим других областям. Ведь самыми дешёвыми получились плохие китайские изделия.
По его словам, под предлогом борьбы с коррупцией нынешние правила госзакупок увеличили её на порядок, ведь «зачем устраивать конкурсы, если у нас есть своё, скажем, производство трамваев или вагонов метро». Это же, по его мнению, может касаться и сферы IT. Ведь ни для кого не секрет, что позиции наших программистов сегодня весьма сильны. Но складывалось так, что российские госкомпании буквально отказывались от отечественного ПО, даже если оно было дешевле или вообще бесплатным.
Хотя есть безусловно и нюансы при закупке тех же медицинских препаратов, ведь у нас могут производить далеко не все лекарства, отмечает аналитик.
Ульянов подчеркнул также, что критерий понятия «российский товар» до сих пор не выработан. Как очевидную иллюстрацию он привёл в пример явление под названием «российские иномарки».
Те, кто 15 лет у нас рулят госзаказом, сегодня не способны общественности внятно объяснить, по каким ценам покупают продукцию чиновники. ФАС интересует лишь процент падения от потолка начальной цены. При этом сравнить цены с рынком они не спешат. Также они не могут объяснить, кто и сколько покупает у отечественного производителя, — сказал директор Института повышения конкурентоспособности.
Видео дня. В России выросло количество финансовых пирамид
Читайте также