Кредитное здоровье россиян стало лучшим за 7 лет

Индекс кредитного здоровья россиян впервые с 2014 года достиг отметки 99 процентных пунктов (п.п.)

Эксперты Национального бюро кредитных историй (НБКИ) подсчитали индекс кредитного здоровья клиентов российских кредиторов. Во 2-м квартале 2021 года показатель составил 99 п.п., что стало самым высоким результатом с 1-го квартала 2014 года. Относительно предыдущего отчетного периода индекс прибавил 1 п.п., а в годовом выражении он вырос на 3 п.п.

Напомним: индекс кредитного здоровья отражает долю проблемных долговых обязательств (с просрочкой от 60 дней за последние полгода) в общей массе. Процент просроченных договоров обозначают как bad rate. Изначально индекс составляет 100 п.п., а его снижение или увеличение на 20 п.п. означает, что bad rate в два раза вырос или уменьшился соответственно. Таким образом, когда заемщики реже допускают просрочку и хорошо справляются с долговой нагрузкой, индекс растет — и наоборот.

Во 2-м квартале 2021 года доля граждан, столкнувшихся с трудностями при погашении займов на карту, составила 11,68 %, показав падение на 0,43 п.п. относительно 1-го квартала. В целом индекс продемонстрировал положительную динамику практически во всех регионах страны. Лидерами по росту этого показателя стали Дальневосточный ФО (+2 п.п.), а также Центральный, Уральский, Сибирский, Южный, Северо-Западный и Приволжский ФО, где прирост составил 1 п.п. Не изменилось значение индекса только в Северо-Кавказском ФО.

При этом в трех российских ФО показатель превысил общероссийский уровень. В Центральном, Приволжском и Северо-Западном ФО индекс составил 104 п.п., 101 п.п. и 101 п.п. соответственно. Ниже средней отметке по стране значение оказалось в Уральском, Южном, Сибирском и Северо-Кавказском ФО: 98 п.п., 98 п.п., 94 п.п. и 91 п.п. соответственно.

Еще в начале 2020 года индекс постепенно снижался, но уже сейчас он демонстрирует стабильную положительную динамику – прокомментировали представители НБКИ. Показатель восстановился благодаря тому, что с началом пандемии банки и МФО активно реструктурировали «плохие» долги, предлагая клиентам больше возможностей для снижения долговой нагрузки. Также в условиях эпидемиологической и экономической нестабильности кредиторы стали тщательнее проверять данные заемщиков, одобряя кредиты гражданам с приемлемым уровнем закредитованности и низким риском просрочки.

На уровень индекса влияет также изменение финансовых привычек россиян. Граждане стараются контролировать свои расходы и привлекать заемные средства только в случае реальной необходимости. Люди направляют больше средств на формирование сбережений, отказываются от спонтанных покупок за счет кредитов. Когда нужно занять деньги, они выбирают займы с гибкими условиями обслуживания, обращаясь к законным кредиторам.

Другие новости