Почему банки не спешат возмещать ущерб жертвам аферистов?

За 6 месяцев 2020 года мошенники похитили со счетов россиян около 4 млрд рублей, но банки возместили жертвам афер только 12 % от этой суммы

Одной из главных тенденций 2020 года стал всплеск мошенничества на фоне пандемии. Только в первом полугодии текущего года объем несанкционированных списаний со счетов россиян почти достиг 4 млрд рублей, тогда как за весь 2019 год данная сумма составила 5,7 млрд рублей. Всего Центробанк за 6 месяцев 2020 года зафиксировал более 360 тыс. нелегальных платежных операций, что на 38 % больше относительно аналогичного периода 2019 года. Во 2-м квартале годовой прирост количества хищений со счетов граждан составил 59 %. При этом банки возместили жертвам мошенничества всего 12 % от похищенного или 485 млн рублей. Годом ранее процент возврата средств составил 15 %.

Невысокая доля возмещенных потерь связана с тем, что в большинстве противоправных операций россияне были виноваты сами, сообщив мошенникам свои конфиденциальные сведения. Добровольная передача PIV- и CVV-кодов к картам, паролей и логинов к онлайн-банку, секретных кодов из SMS-сообщений от банка неизвестным лицам является нарушением условий договора. По этой причине финансовые организации отказали клиентам в возмещении ущерба.

Действующее законодательство обязывает банки компенсировать похищенные со счета деньги, если клиент заявил о пропаже средств не позднее следующего дня после происшествия. Но если человек самостоятельно сообщил третьим лицам конфиденциальную информацию о доступе к своим счетам, значит, только он несет ответственность за хищение средств.

Находить «ключик» к секретным данным россиян мошенникам помогают методы социальной инженерии: в 80 % случаев аферисты звонят и представляются сотрудниками банка, предупреждая об угрозе потери средств на депозите, несанкционированным списанием денег с карты или другими проблемами. В ходе разговора у жертвы узнают персональные данные, необходимые для «перевода средств на безопасный счет» или «отмены подозрительной операции». Технология подмены телефонных номеров и банковский сленг помогают злоумышленникам войти в доверие к собеседнику.

Рост количества случаев и сумм хищений еще раз подтверждает важность повышения финансовой грамотности населения. Люди до сих пор не знают, какая информация является конфиденциальной, и почему ее нельзя раскрывать. Также у жертв мошенников не развито критическое мышление, благодаря которому можно вовремя определить обман и проверить достоверность информации.

Если вам сообщают об угрозе потере денег с банковской карты или депозита, следует позвонить на горячую линию своего банка и проверить достоверность сведений. Те же действия помогут в ситуации, когда вам предлагают принять участие в розыгрыше призов, оформить финансовую помощь или получить микрозайм под маленький процент. Прежде, чем согласиться, свяжитесь с официальным представителем названной компании или ведомства и уточните, действует ли это предложение на самом деле.

Другие новости